Главному военному летчику страны предстоит разобраться, что или кто виноват в серьезном ЧП, которое едва не окончилось гибелью летчиков и обернулось потерей самолетов стоимостью примерно 8 миллионов долларов каждый.
Этим же вопросом озабочена бригада прокуратуры Северо-Кавказского военного округа. В городок авиаторов армейские юристы приехали спустя несколько часов после столкновения МиГов и тут же занялись оперативно-следственными мероприятиями. Первые сведения о летном происшествии дали им основание для возбуждения уголовного дела по статье 351 УК РФ - "Нарушение правил полетов или подготовки к ним".
Главный источник информации - пилоты истребителей: командир эскадрильи подполковник Фархадин Ульфанов и командир звена майор Денис Чиркин. После катапультирования оба чувствуют себя сносно, хотя во время экстренного приземления командир эскадрильи получил травму лица. О подробностях допросов следователи предпочитают не распространяться. Однако помощник главкома ВВС России полковник Александр Дробышевский в разговоре с корреспондентом "РГ" подтвердил: скорее всего к столкновению привела ошибка одного из пилотов.
Напомним, что о ЧП в 4-й воздушной армии стало известно во второй половине дня в среду. В Главном штабе ВВС корреспонденту "Российской газеты" удалось уточнить детали этого происшествия. Подполковник Ульфанов и майор Чиркин отрабатывали слетанность парой в пилотажной зоне в 32 километрах от родного аэродрома на высотах от 6 до 8 тысяч метров. В четыре часа дня истребители при выполнении очередного маневра опасно сблизились, и один самолет задел другой. После столкновения МиГи понеслись к земле, и пилоты едва успели катапультироваться. Останки истребителей догорали, когда майор с подполковником добрались до сельской больницы, где им оказали первую медицинскую помощь и помогли связаться с воинской частью. Домой Ульфанова и Чиркина доставили спасатели.
- Оружия на МиГ-29 не было, и разрушений на земле их падение не вызвало, - уточнил Александр Дробышевский.
Назвать точную причину столкновения специалисты смогут с помощью так называемых "черных ящиков". Как нам рассказали в главкомате ВВС, бортовые самописцы погибших МиГов нашли в приличном состоянии, их расшифровка вряд ли займет много времени.
Но подвергать сомнению основную версию аварии - ошибку в пилотировании - пока оснований нет. Дело в том, что в роковой полет кто-то из летчиков мог отправиться после долгого перерыва в летной работе.
Надо учитывать и тот факт, что командир звена майор Чиркин имеет только 3-й класс и всего 400 часов налета. Более опытный подполковник Ульфанов (он первоклассный летчик, имеет общий налет полторы тысячи часов) в среду, как это называется в авиации, вывозил подчиненного на групповую слетанность. Проще говоря, проверял, насколько тот владеет навыками в совместном полете парой. Этому упражнению обязательно предшествуют самостоятельные вылеты, тренировки на тренажерах и занятия методом "пеший по-летному", когда ведущий и ведомый с макетами самолетов в руках моделируют каждый вираж, каждый разворот. Возможно, для Чиркина таких занятий спланировали маловато. Во всяком случае, вся предварительная информация о ЧП свидетельствует о том, что он мог допустить сначала опасное сближение с истребителем ведущего, а затем и столкновение с ним.
Между прочим, эксперты в области авиационной психологии утверждают, что именно на весну выпадает пик сезонной аварийности. После своеобразной зимней спячки, когда из-за плохой погоды многие пилоты вынуждены сидеть без неба, интенсивные вылеты весной заставляют делать ошибки даже опытных бойцов. Ситуация в воздухе чем-то напоминает обстановку на дорогах: так называемые водители-"подснежники", садящиеся за руль, едва окончатся холода, чаще других провоцируют ДТП. Для самолетов, развивающих скорость под тысячу километров в час и летящих на дистанции всего несколько метров, роковой может оказаться малейшая погрешность в пилотировании. Чуть больше, чем нужно, отклонил ручку управления, - и столкнулся.
К счастью, случается это достаточно редко. Лет шесть назад в подмосковной Кубинке мимолетно "поцеловались" два Су-27, пилотам даже не потребовались катапульты. А вот столкновение военных вертолетов на Дальнем Востоке привело к жертвам. В прошлом году в ВВС было зафиксировано четыре аварии и три катастрофы. Происшествие с МиГами в Миллерово открыло счет неприятных инцидентов в воздухе в 2007-м.