Надо сказать, что изменения в уже существующие правила игры стали для белорусских властей тенденцией. Достаточно вспомнить введение таможенной пошлины на транзит российской нефти, что привело в начале года к российско-белорусскому нефтяному кризису.
Как заявил председатель госкомитета по имуществу Беларуси Георгий Кузнецов, для иностранцев плата за земли будет составлять около пяти миллионов долларов в год. Площадь земельных участков газопровода Ямал - Европа, который принадлежит "Газпрому", составляет 1605 гектаров, а нефтепровода "Запад - Транснефтепродукт" - 237 гектаров.
Пока российские компании (которые, кстати, согласно заключенным на нынешний год договорам, уже осуществляют все необходимые транзитные платы) изучают законность белорусской "инициативы", некоторые эксперты уже сделали свой вывод: инициатива незаконна. Нигде в мире такого нет, считает, например, президент российского Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. По его мнению, введение земельного налога на трубопроводы - очередное белорусское изобретение.
Другие эксперты не столь категоричны. Другое дело, что существуют договоры об использовании трубопроводов России на территории Белоруссии. И если там плата за землю не предусмотрена, то нововведение - "нарушение международного договора и большой скандал", считает эксперт.
Георгий Кузнецов считает, что новая плата за землю незначительна и вполне "подъемна для белорусских и иностранных предприятий". Проблема, однако, в том, что белорусские партнеры для российского бизнеса становятся все более непредсказуемыми. В том числе и в части транзита. Как считают белорусские эксперты, новый платеж - не столько экономический шаг, сколько политический. И это идет не на пользу Беларуси, которая фактически рубит сук, на котором зиждется ее пока еще немалый транзитный доход.
Как заявил недавно вице-президент российской компании "Транснефть" Сергей Григорьев, проект нефтяного трубопровода, обходящего Беларусь по маршруту Унеча - Приморск, уже согласован с профильными министерствами и передан на утверждение в правительство РФ. Если труба будет построена, и именно такой мощности, как запланировано, считает Сергей Григорьев, Беларусь потеряет 50 миллионов тонн нефтяного транзита.