Вчера премьер-министр Венгрии совершил однодневный визит в Москву, где встретился с российским лидером. Успехи двустороннего партнерства стран позволили главе кабинета министров на время отвлечься от собственных внутренних проблем - как известно, волны народного недовольства действиями венгерского правительства до сих пор время от времени накатываются на премьерские позиции Дюрчаня.
Партнерство же с Россией сегодня стало одним из островков спокойствия для Ференца Дюрчаня. По крайней мере, если у Москвы и Будапешта и есть взаимные претензии друг к другу, то они не столь значительны, чтобы выплескиваться наружу. А последние неувязки в отношениях между поставщиком и покупателем энергоресурсов, заметил вчера Владимир Путин, были оперативно устранены. "У вас были претензии в сфере поставок нефти - все эти проблемы закрыты, - заверил он гостя. - В газовой сфере вообще нет никаких проблем, и у нас большие планы в области газа".
Над развитием сотрудничества в области ТЭК сейчас идет достаточно активная работа. Как подчеркивают в Кремле, Россия для Венгрии остается надежным стратегическим поставщиком ресурсов. В 2006 году Будапешту было поставлено 6,8 миллиона тонн нефти и 8,8 миллиарда кубометров природного газа. Однако простой перекачкой ресурсов из одного конца в другой планы энергетического партнерства не ограничиваются. Идет проработка проекта расширения газотранспортных мощностей и создания в Венгрии системы подземного хранения газа. Одновременно венгерский нефтяной концерн "МОЛ" в рамках совместных предприятий ведет разработку нефтяных месторождений в Западной Сибири, а российский "ЛУКОЙЛ" через сеть собственных автозаправочных станций работает в Венгрии.
Именно сотрудничество с Россией позволило Будапешту существенно закрыть дисбаланс в своей внешней торговле. Как отметил Владимир Путин, 70 процентов дисбаланса покрыто за счет поставок в Россию. "Я помню вашу озабоченность, связанную с определенной диспропорцией в нашей торговле, - обратился к Дюрчаню российский лидер. - Она, конечно, до сих пор остается, но тенденция развивается в благоприятном для Венгрии направлении". Из 8 миллиардов долларов товарооборота прошлого года 2 миллиарда приходится на венгерский экспорт в Россию. Особенно президент отметил сектор машиностроения и связи. "Экспорт средств связи - вообще какая-то странная цифра - увеличился в 23 раза", - с улыбкой заметил он.
"Тот принцип, которого мы придерживались - поменьше о прошлом, побольше о настоящем и будущем, а также - поменьше о политике, побольше о делах, - оказался результативным, - констатировал Дюрчань. - Думаю, что достигнутые результаты являются продуктом этих правильных принципов".
Осенью, на которую намечен очередной раунд межправительственных консультаций, стороны смогут еще раз оценить достигнутое и наметить новые горизонты. Вероятно, что к этому времени в копилке двусторонних отношений появятся новые успехи. Так, на весну намечено открытие новой авиалинии Екатеринбург-Будапешт авиакомпании "Малев". Международный тендер на ее приватизацию в феврале этого года выиграл консорциум "ЭйрБридж", куда входит и российская авиакомпания "КрасЭйр".
В этот же день глава государства принял главу ОАО "РЖД" Владимира Якунина, который проинформировал президента о результатах работы компании в минувшем году. "За 15 лет существования российских железных дорог мы достигли в 2006 году наивысших результатов, - сообщил Якунин. - Так, в 2006 году в сравнении с предыдущим годом на 3 процента вырос объем погрузки, что в абсолютных цифрах составило 1,3 миллиарда тонн". Подобных результатов не знает ни одна западноевропейская железная дорога, похвастался он.
Владимир Якунин отдельно рассказал президенту о выполнении ряда поручений. В частности, в рамках российско-финляндского соглашения о строительстве скоростной железной дороги между Санкт-Петербургом и Хельсинки создано совместное предприятие и скоро будет объявлен тендер на закупку подвижного состава. В 2008 году, пообещал Якунин, поезд начнет функционировать.
Активно ведется работа по созданию и развитию инфраструктуры в порте Усть-Луга. Это направление, считает глава РЖД, перспективнее северного. "На северном направлении запланировано и уже осуществляется перевалка нефти в объеме 65-70 миллионов тонн, - заметил он. - Это значит, что там большой трафик и дальнейшее развитие затруднительно. Развитие Усть-Луга более перспективно, и там такого столпотворения судов нет".