Россия сменила представителя в Страсбургском суде

Должность, прежде входившая организационно в государственно-правовое управление президента, теперь передана минюсту. Милинчук - государственный советник 3 класса, что равнозначно званию генерал-майора юстиции. По своему нынешнему положению она приравнивается к рангу заместителя министра. Прежний представитель нашей страны в Страсбурге Павел Лаптев освобожден от своей должности.

Вчера Вероника Милинчук на своем новом месте работы не появилась. Она находится в отъезде и даже связаться с ней по телефону оказалось проблематичным. Но знающие ее по совместной работе люди отзываются только положительно. Начальник управления минюста Наталия Вишнякова фактически подтвердила такую оценку, охарактеризовав Милинчук как профессионала высокого класса в области международного права. К тому же известно, что она знакома со многими из тех коллег-юристов, с кем ей доведется бок о бок работать в Страсбурге.

Новость о назначении сразу же вышла за рамки рутинных кадровых перестановок и обрела довольно широкий резонанс. Интриги добавило то обстоятельство, что прежде Вероника Милинчук работала под крылом у Владимира Устинова в Генпрокуратуре, приехала туда по его же стопам из краснодарских краев, а теперь стала его замом уже в новом ведомстве.

Это обстоятельство многие стали связывать с усилением позиций Устинова на ступенях властной вертикали и даже его "экспансии", как выразились некоторые СМИ.

Впрочем, люди, более посвященные в тайны политической кухни, объясняют все несколько по-иному. Один из высокопоставленных чиновников, попросивший не называть его имени, сказал, что вопрос с отставкой Павла Лаптева был предрешен уже давно. И дело тут не в том, что в Страсбургском суде было проиграно какое-то очень важное для России дело. По его словам, суд в Страсбурге - это своего рода дубинка, с помощью которой сообщество следит за соблюдением европейских конвенций о правах человека. Глупо отрицать, что в нашей стране они бывают нарушены. Поэтому не проиграть дел в суде в принципе невозможно. Из всей массы приходящих туда жалоб звучных, скандальных дел насчитывается десяток-полтора, остальное - обычная житейская текучка.

В некотором смысле представитель страны - заложник нашей правоохранительной и судебной системы. Когда собственные суды годами волокитят дело или не могут отстоять очевидно нарушенные права и интересы маленького человека, он садится и пишет письмо добрым дядям из Европы. Среди принятых судом дел больше всего - жалобы на неисполнение решений, на плохое содержание в сизо и колониях, на грубость и притеснения милиции, нарушения в ходе следствия. Есть дела с откровенно политическим подтекстом, наподобие скандального дела молдавского гражданина Илашку, по которому судьи возложили на Россию ответственность и денежное взыскание. Причем сделали это, считают наши правоведы, совершенно незаконно. Но с судом в Европе спорить не принято.

Еще одна проблема - разный подход у нас и в Европе к надзору. Европейский суд принимает к производству дела, если они прошли две инстанции. Но у нас помимо них имеется еще несколько более высоких инстанций, где дела в порядке надзора могут быть пересмотрены и возможно совсем иное решение. И Вячеслав Лебедев, и Юрий Чайка в бытность министром юстиции, и Владимир Устинов много раз убеждали зарубежных коллег, что наша надзорная функция - это не чей-то контроль за деятельностью и свободой вынесения решений в судах, а инстанция, сложившаяся в силу особенностей судопроизводства в стране с гигантской территорией, с различным укладом жизни, национальными особенностями и психологией населения. Формально те согласились, но суд в Страсбурге принимает дела, не дожидаясь окончательного их разрешения. Некоторые этим пользуются.

Что касается передачи представительской должности в минюст, то, сказал наш собеседник, просто принят общеупотребительный в Европе порядок. Среди представителей стран в Страсбурге большинство относятся к ведомствам юстиции, еще есть работники МИДов, португальский представитель состоит при их генпрокуратуре, а представителем главы государства был только наш Павел Лаптев.

Справка "РГ"

Постоянно действующий во Дворце прав человека в Страсбурге Европейский суд по правам человека с ноября 1998 года стал единым механизмом защиты этих прав.

Он рассматривает и разрешает конкретные дела на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Вступив в Совет Европы, Россия взяла на себя обязанность охранять и соблюдать зафиксированные в Конвенции права и свободы и признавать юрисдикцию Европейского суда. В результате все граждане России имеют право обращаться туда, если они считают свои права нарушенными.

Правда, прежде чем жалоба будет подана в Страсбург, необходимо соблюдение непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

Всего с начала нынешнего года было вынесено 44 решения по искам российских граждан. Надо иметь в виду, что Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия.

Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

За всю практику Европейского суда не было ни одного случая неисполнения его решений.

Подготовил Юрий Ершов