Госкомиссия по развитию Дальнего Востока и Забайкалья только-только создана, а ее руководители уже осваивают новые маршруты. Председатель правительства и глава этой комиссии Михаил Фрадков третий день занимается с северными регионами Дальнего Востока. Его первый зам Сергей Иванов начал вчера с самого южного - Приморского края. "В четыре руки мы накроем весь федеральный округ", - полушутя заявил он журналистам. Итуруп, Кунашир, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск - вот места, которые первый зампред правительства должен посетить в ближайшие двое суток. Главным образом его интересуют промышленные и транспортные проблемы. В небольшом городке Арсеньев он столкнулся и с теми, и с другими.
Наверное, многие слышали о новейшем боевом вертолете Ка-50 "Черная акула". Собирают эту чудо-машину на предприятии "Прогресс" под Владивостоком. В лучшие годы он выпускал по 16 вертолетов Ми-24 ежемесячно. Сегодня, чтобы авиапредприятию выжить, необходимы хотя бы пять заказов в год. Свет в окошке для него загорелся в
1995-м - ВВС приняли на вооружение камовское изделие, и Археньев заложил сразу девять "Акул". Потом приоритеты улетного командования изменились, ставку сделали Ми-28н, а финансирование дальневосточников прекратили. Работы возобновились лишь в прошлом году, когда на предприятие приехал Сергей Иванов - в то время министр обороны России.
- Зачем вкладывать средства в машину, не востребованную в военной авиации? - поинтересовался корреспондент "РГ" у первого заместителя Иванова по Военно-промышленной комиссии Владислава Путилина.
- Ка-50 для армии будут закупать, хотя и в небольших количествах - всего 5 штук, - объяснил он. - В гособоронзаказ еще и заложены средства под вертолет Ка-52 "Аллигатор", его тоже будут строить на "Прогрессе".
Такое решение действительно имеется: до 2015 года в бригады специального назначения ГРУ планируют передать 12 "Аллигаторов". А еще, по словам председателя совета директоров компании Виктора Старченко, обе машины обладают неплохими экспортными возможностями. "Черной акулой", в частности, интересуются в Йемене, Никарагуа и Венесуэле.
Гособоронзаказ на "Прогрессе" уже достиг 1,5 миллиарда рублей. Тем не менее Сергей Иванов уверен: зависеть на 99 процентов от военной продукции сегодня, по меньшей мере, бесперспективно. Доля гражданского сектора на оборонных заводах вроде Археньевского должна составлять хотя бы 30-40 процентов. Поэтому первый вице-премьер дал дальневосточным вертолетостроителям 3 месяца на составление подробного бизнес-плана.
Хорошую службу может сослужить интеграция отраслевых структур по типу Объединенной авиастроительной корпорации. Производители вертолетов тоже объединяются. Сергей Иванов объявил, что Археньевский завод войдет в "Оборонпром" - организацию, под крылом которой собираются все производители винтокрылых машин в России.
Вчера же Сергей Иванов вместе с губернатором Приморья Дарькиным облетел на вертолете остров Русский, где планируется построить современную реакреационную зону. Проще говоря, место, где люди смогут хорошо отдохнуть, заняться дайвингом и другими морскими удовольствиями. Но прежде с острова надо вывести несколько воинских частей. Первый вице-премьер сказал, что не позволит выбрасывать людей в чистое поле. Правительство выделило на их обустройство 4 миллиона рублей - теперь надо проводить конкурсы и начинать стройку. Районам компактного заселения военных семей в ближайшие годы станет бухта Патрокл - там получат квартиры 6 тысяч военнослужащих.