Из официальных комментариев и сообщений информагентств представала довольно противоречивая картина случившегося. И термины употреблялись самые разные - взрыв, авария, инцидент, техническая "неприятность". ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу ЦЕРНа сообщил, что "при испытаниях в результате резонансных колебаний взорвался сверхпроводящий магнит - центральная составляющая создаваемого здесь уникального ускорителя элементарных частиц". При этом отмечалось, что никто из сотрудников ЦЕРНа не пострадал, но запланированные научные эксперименты на новом ускорителе могут быть отложены на неопределенное время.
Известие это, как удалось вчера понять, опечалило многих российских ученых и специалистов, тесно сотрудничающих с Европейским центром ядерных исследований. И хоть никакой нашей вины в случившемся нет, всем искренне жаль, что начало долгожданных экспериментов на новом ускорителе отодвигается. По плану предпусковые испытания должны были завершиться летом, а к концу года его предстояло вывести на минимальный уровень мощности.
Большой адронный коллайдер (БАК) - сложнейшее сооружение, большая часть которого находится под землей на 100-метровой глубине в кольцевом тоннеле протяженностью 27 километров.
Тоннель проложен таким образом, что часть его находится в Швейцарии, куда приписана и штаб-квартира ЦЕРНа, а другая часть - под территорией соседней Франции. Пограничных постов, как можно догадаться, в тоннеле нет. Да если бы и пришло кому-то в голову их установить, пучки заряженных частиц проносятся по кругу с такой невероятной скоростью, что зафиксировать их могут только специальные детекторные станции. Они для того и созданы, чтобы уловить, запечатлеть, осмыслить принципиально новые явления и эффекты, которые ученые надеются получить с помощью БАК. В том числе и приблизиться к разгадке Большого взрыва - уяснить и реконструировать механизм образования Вселенной.
Пограничных постов в тоннеле ускорителя нет, а вот сложнейшего и дорогостоящего оборудования здесь напичкано много. Достаточно сказать, что в нем смонтированы 1720 особых магнитов (длина одного достигает 15 метров), которые должны "обеспечить гомогенное силовое поле для направленного движения потоков элементарных частиц". Слабым звеном при испытаниях оказались разработанные и произведенные в США (в кооперации с Японией) магниты, предназначенные быть "крайними" перед каждой из четырех детекторных станций.
Как пояснил "РГ" в телефонной беседе директор Института ядерной физики Сибирского отделения РАН академик Александр Николаевич Скринский, эти магниты должны обеспечивать финальную фокусировку пучка протонов перед входом его в камеры столкновения со встречными потоками элементарных частиц. У института, которым руководит академик Скринский, сложились тесные и весьма плодотворные отношения с ЦЕРНом. По словам ученого, за годы участия в этом глобальном проекте сибирскими учеными разработано, на российских предприятиях произведено и поставлено в Швейцарию наукоемкого оборудования на 100 миллионов швейцарских франков. Перед отправкой оно прошло все положенные в таких делах испытания, и претензий к нему, стучит по дереву мой собеседник, до настоящего времени не было.
А вот американские коллеги из компании "Фермилаб", что в Техасе, вынуждены сейчас посыпать голову пеплом и приносить официальные извинения коллегам по международной коллаборации за досадный срыв. Как установила комиссия по горячим следам, разрушение магнитов (с эффектом взрыва-хлопка) могло произойти из-за ошибки в расчетах при их создании, а также по той, увы, нам хорошо знакомой причине, что магниты должным образом не испытали перед отправкой и установкой по месту назначения.
В результате "провисла" вся цепочка ускорителя длиной в 27 километров. По информации академика Скринского, который входит в Совет ЦЕРНа, никаких организационных, а тем более политических выводов еще не сделано - пока что работает и готовит свои предложения техническая комиссия из специалистов центра. Собеседник "РГ" из Новосибирска, как и его коллеги в Женеве, не теряет надежды, что при адекватной и расторопной реакции со стороны США и Японии негодное оборудование удастся оперативно заменить и это не отразится сколько-нибудь заметным образом на сроках пуска всего ускорителя.