ТПП предлагает ввести в кодекс три новые статьи. Во-первых, налоговиков можно будет осудить за принятие заведомо незаконного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности. Вторая статья карает ненадлежащее исполнение должностных полномочий, третья призвана бороться с проведением незаконных проверок.
Правда, наказывать провинившихся ТПП все-таки предлагает в основном с помощью штрафов. Например, за незаконное привлечение к ответственности (этот факт должен подтвердить суд) полагается выложить 300 000 рублей. За решеткой чиновник может оказаться лишь в случае, если причинит компании ущерб более чем на миллион рублей (лишение свободы на срок до 10 лет). За незаконную проверку "светит" семь лет за решеткой.
Ситуации, когда налоговики действуют не по закону, весьма распространены. Но на практике очень сложно доказать, что действия были заведомо незаконными.
- Как установить, что чиновник, отказавший в вычете НДС, сделал это из корыстных побуждений, а не просто заботился о пополнении бюджета? - объясняет гендиректор компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.
- Новые нормы в кодекс вводить не стоит, - считает налоговый эксперт Наталья Трубицина. - Представителей ФНС можно привлечь к ответственности, как и всех чиновников, - за злоупотребления, за халатность, за взятки.
Идея ввести для налоговиков уголовную ответственность не нова. Прошлым летом она даже обсуждалась в Госдуме. Руководство ФНС тогда высказало опасение, что угроза "уголовки" просто-напросто оставит службу без кадров. В итоге минфин настоял на снятии поправок с рассмотрения. Однако Сергей Шаповалов полагает, что специальная ответственность для фискальных органов нужна, поскольку "налоговики боятся начальства, ругающего их за недобор, больше, чем закона. Они прекращают ту или иную незаконную практику не после многочисленных судебных решений, а лишь по команде сверху. Когда инспектор будет находиться под психологическим давлением - с УК шутки плохи - эффект будет положительным, это оздоровит обстановку".
Депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов также оценивает перспективу принятия поправок, разработанных ТПП, весьма скептически: "Не думаю, что они будут приняты. По крайней мере, в этой редакции. Остановить "налоговый террор" призваны изменения в Налоговый кодекс, принятые в прошлом году. Они уже должны заработать, надо проанализировать, насколько уменьшилось количество "нагловиков", и только после этого выступать с новыми законодательными инициативами".
Впрочем, об уголовной ответственности рассуждают сегодня не только в ТПП РФ. Федеральная налоговая служба потребовала в свою очередь ввести уголовное преследование для руководителей "мертвых юридических лиц" (имеются в виду не ведущие никакой деятельности и не сдающие отчетность криминальные фирмы-"однодневки", созданные для ухода от налогов). По данным ФНС, на 1 октября 2006 г. налоговую отчетность задержали на год и более 1 миллион 175 тысяч организаций, из них 315 тысяч налоговики называют "мертвыми".
Как уже писала "Российская бизнес-газета", в 2006 году Высший арбитражный суд (ВАС) разрешил налоговым органам без уголовного преследования исключать подозрительные фирмы из единого госреестра (ЕГРЮЛ). В 2006 году ФНС пользовалась этим правом более чем активно: из реестра вычеркнули 255 тысяч организаций. Правда, такой способ применялся только в отношении компаний, не имеющих долгов перед бюджетом. Должники ликвидировались через суд. В декабре ВАС разрешил исключать недействующие фирмы из реестра даже при наличии долгов.
Помимо облегчения жизни арбитражных судей решение ВАС способствовало и немалой экономии бюджетных средств. На процедуру банкротства одного должника государство тратит примерно 60 тысяч рублей.
Насколько серьезна проблема, помогут понять цифры: каждый день в России создаются 1,9 тысячи фирм, а прекращают свою деятельность 1,4 тысячи. Таким образом, ежедневно в стране становится на 500 юрлиц больше. Увы, как не раз подчеркивали представители налоговых органов, многие "новорожденные" - криминальные "однодневки".
Правда, с нововведением ВАС далеко не все оказалось гладко. Для начала, как считает Сергей Савсерис, руководитель налоговой практики фирмы "Пепеляев. Гольцблат и партнеры", "если фирма не отчитывается перед налоговиками, это не значит, что она связана с криминалом. Большинство таких компаний или прекратили бизнес, или никогда его не вели".
Эксперты указывают и на то, что упрощенным способом ликвидации фирм могут воспользоваться рейдеры. Объектом поглощения в таком случае оказываются небольшие предприятия, имеющие ликвидный актив. Причем поглощения могут проходить через налоговые органы, которые и принимают решение о ликвидации. Пока фирма будет доказывать неправомерность своего исключения из ЕГРЮЛ, сменится ее руководство, исчезнут активы.
"Российская бизнес-газета" не раз рассказывала о способах борьбы с однодневками, которые предлагают различные ведомства - дисквалификация руководителей, усложнение процедуры регистрации, увеличение уставного капитала и т.д. Однако, по мнению Натальи Трубициной, "самое главное - работа с банками как с ключевым звеном в системе функционирования "однодневок". Прежде всего надо разобраться с "обналичкой", с процентом, который за нее берут. Проблему "однодневок" надо решать системно, но банки это все-таки то ключевое звено, за которое можно вытащить всю цепь".