По словам разработчиков, новая инициатива должна содействовать привлечению инвестиций не просто в область, а на конкретные территории. Чтобы экономика региона была более сбалансирована с точки зрения занятости населения, бюджетной обеспеченности муниципальных образований, темпов развития отдельных районов.
Этот шаг нижегородского правительства стал возможен после того, как заработал основной инвестиционный закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области", принятый в 2004 году.
По мнению вице-губернатора Виктора Клочая, его основное достоинство в том, что он вводит и четко определяет понятие "приоритетный инвестиционный проект". В документе прописан перечень предоставляемых таким проектам преференций финансового и нефинансового порядка со стороны областной власти. И, главное, создана понятная, прозрачная система одобрения инвестиционных проектов: от подачи заявки до получения разрешения на реализацию.
Инвестиционный проект, получивший в областном парламенте статус приоритетного, вправе претендовать на целый набор различных форм финансовой поддержки: льготы по налогу на прибыль и на имущество в размере, зачисляемом в областной бюджет, налоговый кредит, освобождение от арендной платы за землю, госгарантии в обеспечение заемных средств, льготы при аренде областной недвижимости, оплату разработки бизнес-плана, частичную компенсацию процентной ставки по привлекаемым кредитам, право на получение инвестиций из государственных источников. Конкретные меры финансовой поддержки проекта прописываются в инвестиционном соглашении, утверждаемом областным Законодательным собранием.
Помимо этого областная власть может оказывать и нефинансовые меры поддержки - направлять ходатайства в федеральные органы, распространять позитивную информацию об инвесторе, оказывать помощь в создании инфраструктуры бизнеса. Кроме того, в инвестсоглашении оговаривается максимальная сумма льгот, которая зависит от самого проекта и размера инвестиций.
Как показывает практика заключения инвестиционных соглашений, инвесторы пользуются не всем набором прописанных в законе льгот, а в основном используют возможность уменьшения налоговых платежей (на прибыль и на имущество) и иногда - компенсацию процентной ставки по привлекаемым кредитам. По мнению экономистов, именно эти льготы могут в случае изменения макроэкономической ситуации демпфировать неблагоприятные условия ведения бизнеса.
Однако даже самый хороший закон не будет действовать, если нет механизма его реализации. В 2005 году в правительстве Нижегородской области были созданы министерство инвестиционной политики и инвестиционный совет при губернаторе. За год с небольшим работы инвестиционного совета оно рассмотрело свыше 700 заявок.
Создание инвестсовета и инвестиционного министерства позволило организовать работу по принципу "одного окна". После получения положительного решения инвестсовета инвестор, если для реализации проекта необходимо оформление земельного участка, должен сдать документы в министерство и через 104 дня получить все разрешительные документы. Выдерживать столь напряженный график подготовки документов, особенно если участок не находится в областном центре, довольно сложно, но, как показало время, возможно.
Год работы инвестсовета и действия новой редакции закона (он корректировался в 2005 году) уже дали свои результаты. По данным Нижегородстата, в 2006 году объем иностранных инвестиций только в областной центр составил 165,8 миллиона долларов, тогда как по итогам предыдущего в экономику всей области - в полтора раза меньше.
Теперь региональную власть интересует развитие не только областного центра и исторически сложившихся промышленных кластеров Дзержинска, Арзамаса, Кстова, Выксы, но и других областных территорий. В начале этого года губернатор Валерий Шанцев создал рабочие группы по разработке стратегии развития отдельных районов и групп районов.
По нашей информации, губернатор уже одобрил более подробную разработку двух площадок на территории области, где можно будет организовать территориально- промышленные зоны. Пока неизвестно, будут ли резидентам этих зон предоставляться какие-то дополнительные преференции, но, скорее всего, они попадут в разряд главных претендентов на получение статута приоритетного проекта со всеми вытекающими из этого правами.
Дмитрий Сватковский,
министр инвестиционной политики Нижегородской области:
- Решающим шагом в привлечении инвестиций стало создание инвестиционного совета при губернаторе. Это позволило нам создать схему предоставления земельных участков и порядок обсуждения самих проектов прозрачными, снять административные барьеры.
Павел Солодкий,
руководитель регионального отделения общественной организации "Деловая Россия":
- Иностранные инвесторы, образно говоря, стоят с деньгами на границах России и не знают, в какую сторону пойти. Сейчас они уже готовы вкладывать средства не только в Москву и Петербург, но и в периферию, однако, как люди осторожные, хотят знать, что их ждет. Похоже, в Нижегородской области они уже понимают, куда можно инвестировать, почему лучше именно сюда и что будет с их деньгами.