Как сообщает агентство "Деловая пресса", закон устанавливает максимальный размер административного штрафа за указанные виды нарушений. Он не может превышать одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в которой было выявлено правонарушение, если лицо не осуществляло деятельность в предшествующем календарном году.
КоАП дополняется новой статьей "Злоупотребление доминирующим положением на рынке". Согласно ей совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением своим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, наказывается штрафом для должностных лиц - в размере от 150 до 200 минимальных размеров оплаты труда (один МРОТ для штрафов - 100 рублей); для юридических лиц - от 0,01 до 0,15 (в первом чтении предлагалось - от 0,005 до 0,02) размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Также штрафом наказывается заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или участие в подобных действиях.
Депутаты отвергли основное положение поправки, предусматривавшее определение размера оборотного штрафа без учета рынков сбыта. То есть предполагалось, что штраф накладывается с учетом всего оборота компании.
В Госдуме же пришли к выводу: если нарушение на локальном каком-то рынке, то за одно это и надо отвечать, и штраф надо платить соответствующий, так сказать, "локальный". А тут уже появляются для корпораций возможности для маневра: иногда выгодно и штраф заплатить, чтобы конкурента, например, придушить, и кое-какие данные можно припрятать, и так далее.
ФАС согласилась не брать весь оборот компании, учитывать объемы продажи только одного товара, по которому произошло нарушение, но так, чтобы при определении штрафа границы рынка товара не определять.
При этом ФАС настояла на том, чтобы не ограничиваться только каким-то конкретным локальным рынком, где товар был реализован с нарушением антимонопольного законодательства. При определении штрафных санкций предложено определять объем всего товара, по которому совершено нарушение, без учета, на каких рынках он был продан. Объем всех продаж этого товара умножится на цену - и это становится основой для определения величины штрафа. Причем объем продаж берется за год, предшествующий году правонарушения.
В целом же, по оценке ФАС, реально в среднем штрафы будут колебаться от 90 до 300 миллионов рублей, хотя, естественно, они могут оказаться и выше.
Между тем Федеральная служба по тарифам вместе с МВД разрабатывает поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.