Внутренний рынок старого искусства в России существует в тесной связи с общим уровнем развития мировой и российской экономики, с одной стороны, и состоянием общемирового арт-рынка - с другой. Хотя, как это часто бывает в России, глобальные тенденции интерпретируются у нас весьма своеобразно; дело испытывает обычно массу посторонних неожиданных влияний: от политики местных властей до личных пожеланий конкретных олигархов.
Антикварный художественный рынок является третьим по уровню прибыльности в России, отмечают специалисты. Недавно заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия (Росохранкультуры) Анатолий Вилков озвучил тот факт, что оборот теневого антикварного рынка в России превышает законный оборот и составляет не менее 300 миллионов.
Президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Василий Бычков считает, что в целом антикварный бизнес имеет оттенок сверхприбыльности. Кстати, по доходности он занимает третье место в мире. Причем доходность рынка антиквариата составляет 12,5 процента, и это по сравнению с тем, что доходность на фондовом рынке составляет 11,5 процента. Кроме того, произведения искусства, начиная с 2000 года, а именно тогда начался подъем рынка антиквариата, дорожают в год в среднем на 15-20 процентов, что в свою очередь заметно больше банковских вложений, которые составляют в среднем 5-7 процентов годовых.
Между тем, как считает заместитель главы Росохранкультуры, главной проблемой в сфере антикварного рынка России является отсутствие правил торговли. Судя по всему, именно покупатель и продавец антикварного рынка оказались не защищенными от возможности приобрести или продать краденые или фальшивые предметы. К тому же государство остается также не в лучшем положении, поскольку не может отследить уплату налогов. Росохранкультура предложила ряд мер по преодолению этой ситуации, в частности, правила антикварной торговли, правда, которые уже три года лежат без движения в минэкономразвития, - отметил Анатолий Вилков и пообещал, что его ведомство продолжит добиваться введения этих правил. Заместитель руководителя Росохранкультуры считает, что государственная политика строится из того, чтобы максимально создать условия для развития внутреннего антикварного рынка, обеспечить собираемость налогов и обеспечить открытую экспансию на западный рынок наших современных художников.