Среди основных сегментов рекламного рынка в России выделяются телевидение, радио, печатные СМИ, наружная реклама, а также Интернет. Это соответствует мировой тенденции.
На прошлой неделе международное медийное агентство ZenithOptimedia опубликовало глобальное исследование расходов рекламодателей до 2009 года. Оно подтверждает продолжающуюся тенденцию роста объема общемирового рынка онлайновой рекламы: в этом году агентство предсказывает увеличение на 28,2 процента, а уже к 2008 году прогнозирует, что рынок интернет-рекламы догонит рынок рекламы на радио.
По данным ZenithOptimedia, в 2008 году на рекламу в онлайне придется 8 процентов мирового объема рекламы, а на радио - 7,9 процента. Отмечается, что в ближайшие три года интернет-реклама будет расти в шесть раз быстрее рекламы в традиционных медиа и увеличит свою долю с 5,8 до 8,7 процента. Уже сейчас в Норвегии, Швеции и Великобритании рекламодатели закладывают на онлайновую рекламу более 10 процентов рекламных бюджетов, к 2009 году до такого же уровня поднимутся еще и рынки Австралии, США, Канады, Дании, Израиля, Японии, Южной Кореи и Тайваня. Наибольшая доля онлайновой рекламы - в Великобритании - 16,6 процента, в 2009 году увеличится до 22,6 процента.
По прогнозам аналитиков, уровень глобальных рекламных вложений в 2007 году вырастет по сравнению с предыдущим годом на 5,2 процента и достигнет 454,9 миллиарда долларов. Из этой суммы 167,8 миллиарда придется на телевизионную рекламу, 126,2 миллиарда - на газетную, 56,4 миллиарда - на рекламу в журналах, 36,3 миллиарда - на радиорекламу и 31,3 миллиарда - на рекламу в Интернете.
Эксперты отмечают также снижение темпов роста рекламных затрат в США и Европе в 2007 году. Самыми же быстрорастущими рынками станут в ближайшие два года страны Ближнего Востока и Центральной и Восточной Европы, что отчасти объясняется ускорившимися темпами экономического развития стран этих регионов в связи с высокими ценами на нефть.
Наряду с рынком интернет-рекламы больший рост, чем в традиционных медиа, будет наблюдаться только в кино- и наружной рекламе. Агентство пересмотрело свои прогнозы относительно рекламных вложений на телевидении в сторону повышения.
Эксперты продолжают снижать свои прогнозы относительно затрат в секторе печатной рекламы, отмечая тот факт, что издатели все больше и больше переключаются на онлайн и что газетный рынок переживает период застоя.
Уже не первый год аналитики говорят о переходе рекламного рынка на новую модель функционирования. Для рекламодателей главным преимуществом Интернета является цена: затраты на онлайновую рекламу по сравнению с традиционными медиа гораздо меньше, особенно учитывая ее нацеленность на определенную аудиторию. Помимо уже ставших традиционными визуальных форм рекламы в Интернете (баннеры, всплывающие окна и т. п.), настоящий бум переживает поисковая и контекстная реклама в Интернете.
В своих оценках российского рекламного рынка ZenithOptimedia базируется на данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Принимая за основу названные АКАР объемы рекламного рынка за 2006 год (6,49 миллиарда долларов), ZenithOptimedia полагает, что в 2007 году затраты российских рекламодателей уже превысят 8,204 миллиарда, а через два года уже составят 12,231 миллиарда.
Аналитики учли грядущие изменения рекламного законодательства. По Закону "О рекламе" с января 2008 года объем допустимой рекламы на ТВ сократится с ныне действующих 12 до 9 минут в час. Однако, судя по мнению экспертов ZenithOptimedia, на росте рынка ужесточения мало скажутся.