Два давно ожидаемых события - вывод из эллинга новой стратегической подводной лодки "Юрий Долгорукий" и закладку первой в мире плавучей атомной станции - в последний момент было решено соединить в одно. По такому случаю в Северодвинске в минувшие выходные высадился VIP-десант из Москвы и Санкт-Петербурга в сопровождении большого числа журналистов.
Главное действо, которого все с нетерпением ожидали, развернулось в 55-м цехе "Севмаша". Это стапельное производство специально создавалось для постройки подводных ракетоносцев большого водоизмещения. Именно здесь были рождены шесть тяжелых подводных крейсеров по проекту 941 "Акула" - они и по сей день считаются самыми большими в мире.
Теперь в этом цехе строят АПЛ нового поколения - по проекту 955 "Борей". И головной корабль серии, получивший в момент закладки 2 ноября 1996 года имя "Юрий Долгорукий", через десять с лишним лет покинул эллинг, чтобы продолжить достройку и испытания уже на плаву. Спуск на воду нового корабля всегда был праздником для его создателей. А если учесть, что это единственный за последние семнадцать лет вновь построенный у нас подводный ракетоносец и вообще первый подобный корабль в истории суверенной России, - масштаб события выходит далеко за пределы "Севмаша".
- Этот день, - с праздничным подъемом говорил главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Масорин, - останется в истории России.
Однако у тех, кто знает, как трудно шли к этому дню и как сейчас обстоят дела с вооружением для нового корабля, к ощущению праздника примешивается чувство горечи и тревоги. По словам генерального конструктора - генерального директора ЦКБ МТ "Рубин" Владимира Здорнова, "этот корабль, словно ребенок, рождался в муках". Когда встал вопрос о техническом облике нового ракетоносца, рассматривались разные идеи, в том числе предложение, высказанное тогдашним гендиректором "Севмаша" Давидом Пашаевым, использовать "корпусные заделы и заделы основных технических средств". То есть в ситуации, когда с распадом СССР прервались налаженные кооперационные связи, а основной поставщик металла "Азовсталь" остался на Украине, пришлось комбинировать из тех корпусных конструкций, что уже были созданы на "Севмаше".
О том, как буквально по крупицам восстанавливали, а порой и создавали заново производственную кооперацию с поставщиками оборудования и контрагентами - а это тысячи наименований и адресов! - лучше других знает заместитель генерального директора "Севмаша" по производству военной техники Андрей Дьячков. Но он предпочитает говорить не о железе, а о людях.
- Основная нагрузка, особенно на первом этапе, легла на плечи ветеранов предприятия. Но рядом с ними набиралась опыта вновь потянувшаяся на завод молодежь. Мы не допустили разрыва поколений и сохранили кадровый костяк профессионалов...
Пусть и не так быстро, как хотелось бы, но "Севмаш" со своей частью обязательств по новому ракетоносцу на этот момент справился. Сейчас дело за создателями ракетного комплекса для "Юрия Долгорукого". Эту ракетную систему, названную "Булава-30", разрабатывает Московский институт теплотехники. Еще в позапрошлом году начались летные испытания "Булавы", но пока из четырех пусков три закончились неудачей. Генеральный директор и генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов присутствовал на церемонии в 55-м цехе "Севмаша", но никаких слов с трибуны - даже в ответ на ободряющие речи главкома ВМФ в его персонально адрес - не говорил. Может, и правильно. По сведениям "РГ", в июне планируется очередной испытательный пуск "Булавы" - тогда все и проявится...
Церемония закладки в стапельном цехе N 50 первой плавучей атомной теплоэлектростанции, которой дали имя "Академик Ломоносов", выглядела более скромно, чем вывод из эллинга боевого корабля. Хотя генеральный директор "Севмаша" Владимир Пастухов резонно заметил, что Северодвинск с полным основанием можно считать колыбелью судовой ядерной энергетики. Ведь именно здесь в 1955 году был заложен первый отечественный корабль с атомным реактором - подводная лодка К-3. Всего завод построил и передал ВМФ страны 128 атомных подлодок различных классов и назначений.
За прошедшие полвека судовые ядерные реакторы непрерывно совершенствовались, повышалась их надежность и безопасность. По словам Сергея Кириенко, к этому проекту атомная отрасль России шла целенаправленно все последние годы.
Что представляет собой ПАТЭС? В самом общем виде - это несамоходная плавучая платформа, на которой размещены две реакторные установки КЛТ-40С общей электрической мощностью 70 МВт (мегаватт) и тепловой - 140 Гкал/час. Первый плавучий энергоблок будет размещен в том самом месте, где его построят, - на акватории производственного объединения "Севмашпредприятие" в Северодвинске. Вслед за северодвинским первенцем аналогичные объекты могут появиться в Вилючинске (полуостров Камчатка), в порту Певек на Чукотке, а также в других отдаленных районах Севера и Дальнего Востока. В дальнейшем плавучие АТЭС хотят использовать при разработке месторождений нефти и газа на полуострове Ямал, на шельфе арктических и дальневосточных морей, а также для обеспечения транспортировки углеводородов.
Как заявляет руководитель дирекции строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций. Сергей Крысов, реализация пилотного проекта займет около четырех лет.
Cтоимость сооружения плавучей АТЭС со всей инфраструктурой оценивают в 9,1 млрд. рублей. Около 60 процентов общих затрат приходится на строительство плавучего энергоблока, береговых и гидросооружений, 27 процентов - на создание двух реакторных установок КЛТ-40С, еще одиннадцать - на две паротурбинные установки, оставшиеся два процента - на доработку проектной документации.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) "Юрий Долгорукий".
Разработан в ЦКБ "Рубин" и является головным в серии подводных ракетоносцев четвертого поколения. При длине более 100 метров, ширине 13,5 и полном водоизмещении 24 тысячи тонн должен принять на вооружение двенадцать твердотопливных ракет унифицированной системы "Булава-30", которую разрабатывает Московский институт теплотехники.
В 2003 году сформирован первый экипаж РПК СН "Юрий Долгорукий". После двухлетней подготовки в учебном центре ВМФ в Сосновом Бору офицеры и мичманы прибыли в Северодвинск, чтобы детально ознакомиться с материальной частью корабля на завершающем этапе строительства и вместе со сдаточной командой провести необходимые испытания. Командир экипажа - капитан I ранга Константин Митькин, 38 лет. До этого служил на тяжелом атомном подводном крейсере ТК-17 "Архангельск".
Тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения (ТАПК СН) "Дмитрий Донской" (ТК-208).
Самая большая в мире атомная подводная лодка, полное водоизмещение - 49,8 тыс. тонн, длина - 172 метра, ширина - 23,3. Способна нести 20 трехступенчатых МБР на твердом топливе со стартовой массой 90 тонн. Всего построено шесть таких кораблей.
В 1996-1997 годах из-за нехватки средств три ракетоносца (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, выведены из боевого состава, два других - ТК-20 "Северсталь" и ТК-17 "Архангельск" - продолжают нести службу. Головной корабль этого проекта - ТК-208 - более десяти лет проходил на "Севмаше" ремонт, модернизацию и переоборудование для испытаний нового ракетного комплекса.
В первоначальных планах значился комплекс "Барк" в исполнении КБ им. Макеева - твердотопливные ракеты с разделяющимися головными частями должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, повышающей точность стрельбы. Однако после череды неудач при испытательных пусках "Барка" состав вооружения был пересмотрен, выбор сделали в пользу системы "Булава-30" Московского института теплотехники. По замыслу разработчиков, этот комплекс, во многом унифицированный с их же разработками наземного базирования "Тополь" и "Тополь-М", должен существенно превосходить американский "Трайдент II".
В 2005 году переоборудование ТК-208 на "Севмаше" было в основном завершено. Перед спуском на воду ему присвоили имя "Дмитрий Донской". В этом "княжеском" звании он таскает каштаны из огня для "Юрия Долгорукого", проводя испытательные пуски "Булавы" и отработку всех систем нового ракетного комплекса. Командиром экипажа на "Дмитрии Донском" до недавнего времени был капитан I ранга Аркадий Романов, сейчас - капитан II ранга Олег Цыбин.