Одобрен проект судоходного канала от Дуная к Эгейскому морю

После успешного сооружения и ввода в действие в Румынии судоходного канала Дунай-Черное море (Чернаводэ-Констанца) в первой половине 1980-х годов, который почти на четверть сократил дунайско-черноморский маршрут и плюс к тому почти на 15 процентов уменьшил грузотранзитные дунайско-черноморские доходы СССР, другие придунайские государства решили восстановить прежние и разработать новые проекты трансъевропейского судоходства по кратчайшим направлениям.

Как сообщала "РБГ", недавно введен в действие канал Дунай-Майн на юге Германии и начато строительство канала Эльба-Одер в Чехии - это, можно сказать, центральная и северная "опорные точки" новой общеевропейской водно-транзитной системы. А ее южные "точки" - каналы Дунай-Эгейское море и София-Дунай. Последний обеспечит кратчайший водный путь из Черного моря и дельты Дуная в болгарскую столицу. По экспертным оценкам, такая артерия позволит увеличить на 15 процентов внешнеторговые перевозки Болгарии и почти на столько же - международный грузотранзит через Болгарию. А с учетом канала между Белградом и Салониками будет создана общебалканская водно-транзитная система (за пределами которой останется только Албания), позволяющая "обходить" Босфор с Дарданеллами и по кратчайшему пути выходить в Эгейско-Средиземноморский бассейн. Это, по очевидным причинам, выгодно всем странам бывшего СССР, включая Россию. Водный же путь Дунай-Эгейское море (Белград-Скопье-Салоники) увеличит, по экспертным прогнозам, на 15-20 процентов грузопотоки на Балканах. Плюс к тому эти маршруты будут востребованы и туристами, что тоже выгодно всем странам, примыкающим к этим артериям. По мнению российского аналитика-транспортника Сергея Валимова (г. Туапсе), "например, из Софии можно будет "доплыть" до Крыма, Черноморского побережья России и Грузии, поэтому такой маршрут вправе называться балканско-дунайско-черноморским коридором. Он обозначит собой водно-транспортную сеть, охватывающую все дунайско-черноморские страны".

По имеющейся информации, проекты София-Дунай и Дунай-Вардар-Салоники в ближайшее время могут быть включены в перечень приоритетных проектов Дунайской Комиссии и Организации Черноморского экономического сотрудничества, в которых ныне участвуют соответственно 13 и 15 стран, в том числе Россия.

По имеющейся информации, дорабатываются также проекты евроазиатских судоходных каналов: Трансиранского - Каспий -Персидский залив, Каспий - Маныч - Азовское море (об этих проектах сообщала "Российская бизнес-газета") и Днепр - Дон, а также региональных: через Карельский перешеек - для нового водного пути из Балтики и Скандинавии на Северо-Запад РФ, через Перекопский перешеек (север Крыма) и Таманский полуостров- для большей взаимодоступности Черного и Азовского морей.

Наша справка

Евросоюз и ЕЭК ООН одобрили также проекты судоходных каналов Даугава-Днепр (Латвия-Белоруссия), Неман-Днепр (Литва-Белоруссия), Дунай-Адриатика (Венгрия-Хорватия) и стыкующегося с каналом Тарту (Эстония)-Псков сквозного водного пути Финский залив-Нарва-Чудское озеро-Псковское озеро.