Лужков объяснил свою идею реформы ЖКХ

Фамилию "Лужков" можно встретить практически на всех книжных прилавках, встречается она и в газетах - когда у Москвы есть серьезный повод высказать свое "особое мнение". На сей раз мэр выступил в не совсем привычном для себя амплуа - как автор брошюры. "Реформа ЖКХ: Моя квартира в нашем доме. Доходчиво о важнейших вопросах жилищного самоуправления москвичей" - так называется это 26-страничное издание, вышедшее тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров и появившееся на книжных развалах пару недель назад.

Что заставило столичного градоначальника выбрать такой странный для себя формат - еще не монументально-книжный, но уже не оперативно-газетный? Прочтение брошюры занимает от силы час времени - потраченного, надо сказать, с пользой. Потому что новое произведение мэра - по сути дела, методическое пособие от лица лидера: жанр столь же полезный, сколь и, увы, непривычный для российской власти.

Нынешняя реформа жилищно-коммунального хозяйства - уже вторая в постсоветской истории. Впрочем, проводилась она так же спешно, как и первая. Новый федеральный Жилищный кодекс требовал завершить ее до начала 2007 года, "хотя объективных условий и возможностей для этого не было", справедливо замечает мэр. Между тем у граждан - главных заказчиков и действующих лиц реформы - как не было, так в подавляющем большинстве и нет ни малейшего представления о сути преобразований. Для многих из нас ЖКХ ассоциируется в основном со стопроцентной оплатой мифических услуг, со счетами, превышающими размер месячной пенсии или зарплаты, с подъездами и крышами, которые воняли и текли тем сильнее, чем выше становилась плата коммунальщикам.

Иными словами, имидж этой реформы - как, увы, большинства реформ вообще - в России оказался очень сильно подпорчен. "Само выражение "реформа ЖКХ" в какой-то момент стало превращаться в какую-то страшилку, символ тревоги и опасности, наподобие ваучерной приватизации или финансовых пирамид", - признает столичный градоначальник.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что реформа идет ни шатко ни валко - и сроки ее реализации пришлось продлевать до лета 2008 года. Чтобы и это время не прошло для горожан так же бездарно, мэр решил разъяснить главную цель реформы. Сделать это оказалось проще всего, не ударяясь в высокие материи, а говоря о простом и понятном - о деньгах. "Собственник жилого помещения должен постепенно осознать, что ему придется платить налог на имущество, содержать его, производить ремонт и оплачивать в полном объеме коммунальные услуги, - пишет Юрий Лужков. - Но, будучи собственником, он должен быть и хозяином на рынке жилищно-коммунальных услуг. Он должен определять, кому и за что платить, чьими услугами пользоваться, как развивать и сохранять свое хозяйство". Чтобы принимать эти решения, москвичам предстоит объединиться в товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы - именно они будут действовать от лица жильцов, заключать или разрывать договоры с управляющими компаниями в зависимости от качества и стоимости предоставляемых теми услуг.

Что такое ТСЖ сегодня, слышали многие. Но как работает этот, без преувеличения, краеугольный камень реформы, на практике не знает практически никто. Между тем желающих создать и зарегистрировать ТСЖ ждет множество неприятных сюрпризов. Нынешнее законодательство отнюдь не благоприятствует ни созданию ТСЖ, ни их нормальной работе. Продвигая реформу, федеральные власти, видимо, в спешке забыли сопроводить ее мерами, которые сделали бы ее экономически выгодной. "Непредвиденные расходы ожидают собственников квартир, желающих зарегистрировать свое объединение в юридическое лицо, уже на самом первом этапе - в виде необходимости оплачивать государственную регистрацию ТСЖ, а также описание общего имущества дома и его состояния, - отмечает Юрий Лужков. - ТСЖ в условиях нашего несовершенного налогового законодательства попадают еще и в число плательщиков налога на добавленную стоимость, причем по полной (не льготной) 18-процентной ставке".

Строго говоря, одно это уже может загнать реформу в тупик. Однако экономические препоны для создания ТСЖ - лишь часть проблемы. Принимая условия реформы и участвуя в работе товариществ, собственник жилья будет вынужден платить на каждом шагу - от имущественного налога до налога на прибыль и НДС, взимаемых с будущих ТСЖ. "Государство "забывает" объяснить собственникам, какой высокий земельный налог и налог на имущество им придется при этом платить уже через несколько лет", - констатирует московский мэр. Идеально ли положение дел? Нет. Но значит ли это, что "все пропало" и нынешнюю реформу ждет бесславный конец? Тоже нет. Путей для отступления у нас уже нет, если мы хотим сохранить крышу над головой, отмечает Юрий Лужков, напоминая, что износ основных фондов ЖКХ составляет в среднем 70-80 процентов и продолжает увеличиваться. Однако, по его мнению, ситуацию можно изменить, поправив законодательство. Идеология реформы уже сформулирована и записана в законе. Однако экономической составляющей уделено недостаточное внимание.

Именно экономике в ее простом, прикладном значении предлагает уделить первостепенное внимание Юрий Лужков. Его идеи затрагивают и многие другие аспекты реформы, но, пожалуй, именно этим его точка зрения выигрышно отличается от других. Что же предлагает московский мэр?

"Прежде всего нужно ставить вопрос о введении с 2008 года системы налоговых льгот для ТСЖ", - заявляет он. В брошюре отмечается, что Мосгордума по инициативе правительства Москвы уже подготовила и внесла в Госдуму соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Во-первых, они освобождают средства, которые направляются ТСЖ на управление общим имуществом, содержание, обслуживание, сохранение, текущий и капитальный ремонт, от налога на прибыль. Во-вторых, выводят из-под налогообложения те банковские проценты, которые ТСЖ и жилищные, потребительские кооперативы могли бы получать от хранения собранных средств на банковских счетах и вкладах, то есть деньги, накапливаемые на расходы будущих периодов.

Кроме того, по мнению Юрия Лужкова, следует стимулировать налоговыми инструментами проведение капитального ремонта жилых домов, то есть привязать некоторые налоговые послабления для ТСЖ с проведением капремонта, а также отменить НДС с услуг по управлению. Наконец, мэр считает необходимым начать обсуждение и возможных налоговых преференций не только для ТСЖ, но и для управляющих компаний. "Учитывая неопределенность судьбы налога на добавленную стоимость (в отношении целесообразности его применения давно уже спорят экономисты) и необходимость привлечь к управлению жилым фондом малый бизнес, можно рассмотреть возможность введения единого налога на вмененный доход для управляющих компаний", - пишет он. Действительно, если благами простого и удобного в расчетах и уплате единого налога пользуются торговые ларьки и даже казино, почему эту возможность нельзя предоставить и управляющим компаниям?

Часть этих инициатив уже находится на рассмотрении Госдумы, часть еще только предстоит сформулировать. Остается надеяться, что, коль скоро в реформе заинтересованы и граждане, и государство, власти рано или поздно придут к пониманию, что перемены должны быть выгодны всем. Попытки навязать их в командном порядке не дадут положительного результата, как его не дала реформа ЖКХ образца 1997 года. Возможно, пример Москвы и московского мэра также сможет показать властям всех уровней пользу и эффективность обратной связи между высшим руководством и простыми гражданами.

Между тем именно таким способом именитые политики могли бы использовать свои рейтинги и свой авторитет во благо. В ситуации, когда проблемы сложны для понимания людей, а сами люди растеряны и инертны, такая помощь необходима. Возможно, многое могло бы измениться к лучшему, если бы политики взяли в качестве девиза фразу, завершающую брошюру мэра: "Когда мы вместе - все наши задачи решаемы и все наши общие цели достижимы".