Об этом Степашин заявил вчера, выступая на 10-й конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России "Пути совершенствования деятельности контрольно-счетных органов РФ в условиях стратегического и среднесрочного бюджетного планирования". Новый метод контроля, предложенный Степашиным, называется стратегическим аудитом. Сейчас Счетная палата занимается его разработкой и планирует опробовать эту систему уже в этом году. "Мы все меньше хотим превращаться в так называемых счетчиков", - пояснил Степашин.
С главой минэкономразвития Германом Грефом у председателя Счетной палаты в последнее время все больше понимания и общих точек соприкосновения. "Мы говорим на одном языке", - сказал он вчера, обращаясь к министру. И вновь поддержал позицию Грефа о необходимости масштабных государственных инвестиций в экономику: "Проблемы российской экономики нельзя решить, положившись на "невидимую руку рынка". Необходима более активная социально-экономическая политика государства". В том числе за счет активных бюджетных вливаний. Деньги для этого сейчас есть. Но возникает проблема их эффективного использования - для этого Счетная палата проводит аудит эффективности. Теперь же аудиторы подключатся и к проверке грамотного составления финансовых планов. Причем не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов и территорий. Такой масштабный контроль Степашин хочет организовать буквально по всем направлениям - Федеральным целевым программам, включая программы по развитию Сочи и Владивостока, инвестиционным планам предприятий, нацпроектам. Кроме того, этот вид аудита предполагает более широкий временной горизонт анализа - не 1 - 3 года, а 5 - 8 лет. И это вполне вписывается в планы правительства от бюджетной "трехлетки" перейти к более долгосрочному планированию.
Герману Грефу, который впервые присутствовал и выступал на ежегодной конференции ассоциации, эти замыслы оказались близки. "В прошлом году мы провели работу по пересмотру всех федеральных целевых программ. Иногда нас просили в разы увеличить их финансирование. Но при этом целевые параметры таких программ практически не менялись", - рассказал министр. Кстати, в этом году, по его словам, правительство разработает систему, по которой будет оценивать эффективность работы губернаторов. Ведь сейчас, пояснил Греф, трудно убрать с поста недобросовестного губернатора, потому что нет жестких критериев качественного и некачественного управления. А все региональные бюджеты, считает он, должны формироваться по принципу ориентации на конечный результат.
По мнению Степашина, поправки в кодекс превращают бюджет в "черный ящик". Но Счетная палата, по его словам, готова работать и в таких условиях - она должна научиться контролировать эффективность работы этого "черного ящика". Механизм прост: на входе есть ясные задачи, поставленные высшим руководством страны, на выходе - результаты бюджетной политики, которые и станут объектами проверок. Однако в ближайшее время, считает Степашин, надо вести речь о новом Бюджетном кодексе страны.
Нашел глава Счетной палаты выход и из другой ситуации. Он давно говорит о том, что в стране фактически нет единой системы государственного финансового контроля. Другими словами, речь идет о том, что сразу несколько структур - Счетная палата, Росфиннадзор и другие контролирующие органы - подчас дублируют друг друга, проводят проверки по одним и тем же адресам. Но в начале каждого года президент мог бы собирать руководителей всех федеральных контрольных органов на совещание для утверждения единого плана контрольных мероприятий, а если у них все-таки есть желание проверить одну и ту же организацию, то это можно делать в рамках совместного контрольного мероприятия, предложил Степашин. При этом предприятие, успешно прошедшее такой "комплексный контроль", можно на два года освобождать от подобных проверок, предоставив ему "контрольные каникулы".
Между тем
Наиболее типичным нарушением при реализации приоритетных нацпроектов является несоблюдение конкурсных процедур при проведении закупок для госнужд, сообщил вчера Сергей Степашин. Так, по данным Счетной палаты, при реализации нацпроекта "Здоровье" без проведения конкурсных торгов было закуплено более четверти всего оборудования. Были также случаи, когда конкурсы проводились только по одной заявке, то есть без реальной конкуренции. На "втором месте" из недостатков - недостаточная скоординированность между органами власти разного уровня. И это приводит к тому, что некоторым регионам выделяется денег больше, чем они могут освоить. Третья проблема - это неспособность органов власти и бюджетных организаций эффективно использовать полученное по нацпроектам оборудование.