Владимир Гостюхин: Делать то, что тебя волнует

Владимир Гостюхин. Фото: "СОЮЗ"По словам руководителя проекта, члена Союза кинематографистов России Юрия Болдырева, это лишь первый шаг навстречу российских и белорусских коллег. В Беларуси его посчитали столь важным, что представлять фильмы в Краснодар приехали из Беларуси звезды кино Светлана Суховей, Светлана Зеленковская, а также представители Министерства культуры Республики Беларусь. Перед закрытием фестиваля о его итогах  и о своем творчестве рассказал известный белорусский актер Владимир Гостюхин, любимый российским зрителем как по фильмам советских времен, так и по недавним сериалам.

- Какие из сегодняшних российских фильмов вы бы назвали патриотическими?

- А я стараюсь в других не сниматься по возможности. Было время, когда такое кино вообще исчезло с экранов. Ссылались на то, что зрителя нет. Тогда я взял пьесу Михаила Варфоломеева и поставил спектакль "Миленький ты мой". Попасть на него было невозможно. Люди по пять - десять раз приходили, чтобы очистить свою душу. 12 лет играем пьесу на аншлагах. Это ложь, что такие спектакли и фильмы не востребованы зрителем. Но они почему-то слабо финансируются в отличие от разрушительного кино. Хотя патриотическим может быть любой жанр. К примеру, тот же сериал "Дальнобойщики" - возвращение к доброй традиции "простых героев". Там в сложной ситуации люди подставляют друг другу плечо. А не живут по принципу: кто - слабое звено. Вот что очень важно.

- Из сыгранных вами ролей какие бы особо выделили?

- С удовольствием сыграл атамана Платова в "Левше". Когда Сергей Овчаров сделал мне предложение, я был удивлен. Но позже ощутил себя абсолютно естественным в манере трагигротеска, трагифарса. И другая картина - "Сказ про Федота-стрельца" - мною любима, необыкновенный рисунок был найден для роли. Очень дорожу своей работой в последнем сериале "Гражданин начальник-3" о коррупции в российской власти, снятом в жанре детектива, есть в нем сходство с итальянским "Спрутом". Человек, которого играл, - цельный, ясный. Такие люди мне близки.

Сейчас заканчивает съемки известный российский режиссер Геннадий Полока. Снимается совместная российско-белорусская картина "Око за око" по повести Бориса Лавренева, классика советской драматургии. Помните, наверное, фильм "Сорок первый" по его сценарию? Я играю большевика, начальника дома заключенных, куда собирают заложников со всего города. Время красно-белого террора. Красные расстреливают белых, белые расстреливают красных. И вдруг между людьми из двух разных лагерей, между заключенным белым генералом и начальником тюрьмы, большевиком-крестьянином, прошедшим через Японскую войну, войну 1914 года, возникает потрясающее человеческое понимание, необыкновенная дружба. Такое состояние мне было интересно исследовать. Ведь эти люди, каждый пусть по-разному, любят свою страну.

Я - человек национально мыслящий. Ощущаю себя русским человеком, русской традиции, хотя живу в Беларуси. Я разделяю принцип: "Жить вместе с Россией". Беларусь осталась единственной в постсоветском пространстве, где народ проголосовал за то, чтобы и русский язык по-прежнему оставался государственным.

- Как, на ваш взгляд, можно сохранить национальные традиции, культуру?

- Я не принимаю кичливости в любой нации. Уважение культурных традиций и религии другого - свято. Не принимаю разрушения памятников древнейших цивилизаций, где бы это ни происходило. В то же время развитие и пропаганда культурных традиций - самосохранение любой нации. Нужно по возможности передавать любовь к своему народу, истории. У нас, в Беларуси, есть блистательный ансамбль "Чистый голос". Я читаю с ними стихи в постановке "На войне как на войне". Программа производит огромное воздействие, в том числе и на молодежь. Мы поставили новый спектакль по поэме Сергея Есенина "Анна Снегина". Необыкновенно красивое действо удалось сделать. Сам факт Кубанского фестиваля, когда люди приходят, чтобы понять, что происходит в белорусском кинематографе, очень важен. Когда-то на Кубани снимался фильм "Скакал казак через долину". Перед съемками я жил один в Краснодаре, в гостинице "Москва". И свое одиночество разделял с чудесным городом. То был месяц май. Я тогда понял, что надо привезти сюда белорусские спектакли, поделиться тем, чем живет белорусская культура.

Сейчас хочу приступить к новой постановке по пьесе любимого мною Михаила Варфоломеева "Механический человек". Есть свой сценарий по роману Виктора Астафьева "Печальный детектив". Им заинтересовались в Москве. У меня много идей, проектов. Надеюсь, если удастся задуманное осуществить, их увидят и российские зрители. Но не хотелось бы делать лишь бы что. Для меня и актерство, и режиссура - не только профессия, но еще и акт человеческий. Стараюсь делать только то, что меня в данный момент очень волнует.