Автозаводы превращаются в свалки запчастей

 

Суть дела в том, что сборочные предприятия иностранных автокомпаний работают в России на основе постановлений правительства России и заключенных с минэкономразвития инвестиционных соглашений. Все эти документы предусматривают, что комплектующие, на ввоз которых предоставлены преференции, могут использоваться только для производства. А что делать, если детали бракованные или морально устарели в связи с появлением новых, более совершенных? Вывезти их никуда нельзя, поскольку по договору они ни на что иное не предназначались. Уничтожить (что допустимо по договору), как выясняется, тоже не так-то просто - надо пройти массу бюрократических процедур, представить множество документов, позволяющих однозначно идентифицировать эту деталь и подтверждающих, что она действительно ввезена в такой-то партии и попала под действие таможенных льгот...

Госчиновников понять можно: они постарались заранее пресечь возможные попытки под видом не облагаемых таможенными пошлинами комплектующих для производства ввезти запчасти для продажи или автосервиса. Но в результате оказалось, что все не пошедшие в дело детали заводы вынуждены складировать у себя. А если учесть, что такой отсев составляет, по данным самих заводов, около 1 процента, понятно, что на седьмой год работы всеволожского завода с его 110 тысячами произведенных по льготным правилам автомобилей, "металлолома" накопилось предостаточно.

- Вопрос скоро будет улажен, - заверила участников "круглого стола" заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Татьяна Голендеева. - Принято решение в срок до 30 мая подготовить приказ по ФТС, позволяющий снять все спорные моменты, которые выявились при реализации постановления N 166. В том числе будет определено, что комплектующие, ввозимые для промышленной сборки, имеют статус условно выпущенных (то есть остаются иностранными товарами), а также определены правила утраты этого статуса после использования комплектующих в производстве. А для условно выпущенных товаров процедура ликвидации значительно проще.

Нормативный документ, который собирается выпустить ФТС, призван решить и еще ряд проблем. К примеру, определить, каким именно образом будет контролироваться использование ввезенных деталей, какова должна быть форма отчетности предприятий перед ФТС и так далее. Заместитель руководителя таможенной службы предложила предпринимателям включаться в процесс подготовки документа и прислать свои соображения по тому, какие еще вопросы нужно решить.

А таковых, как выяснилось, накопилось немало. К примеру, как быть в тех случаях, когда товар ввозится в разобранном виде, отдельными компонентами? Этот вопрос, возможно, не столь актуален для автосборочных предприятий (которые обычно получают готовые узлы), сколько для производителей комплектующих. С конца прошлого года таможенные льготы распространились и на ввоз некоторых элементов для создания самих комплектующих. Однако, по сообщению ряда компаний, возникают ситуации, когда под действие преференций попадает только поставка всего узла, а вот он же, но в виде отдельных деталей, облагается пошлинами по полной программе (10-20 процентов).

Самое парадоксальное, как отметил исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин, что такое положение делает невозможным перенос части производства в Россию (хотя именно это является условием предоставления преференций). Ведь если ты ввозил весь узел из-за рубежа, а потом начал некоторые детали делать в России, то оставшиеся уже не будут попадать под льготы. При этом, как известно, от производителей автокомплектующих, желающих получить таможенные преференции, требуют как раз локализации. Получается замкнутый круг. Может, поэтому до сих пор договор с минэкономразвития на предоставление льгот заключила всего одна иностранная компания-производитель комплектующих.

особое мнение

 Вильгельмина Шавшина, руководитель таможенной практики DLA Piper, доцент Санкт-Петербургского Государственного университета:

- Решение принципиального вопроса о статусе товаров, перемещаемых в льготном преференциальном режиме в целях промсборки, крайне важен как для бизнеса, так и таможни. Однако придание таким товарам статуса условно выпущенных не только обещает урегулировать возникшую проблему, но и вызовет дополнительные сложности. Во-первых, товары такого рода должны находиться под таможенным контролем до выпуска в свободное обращение. Во-вторых, целевое использование потребует предоставления соответствующих подтверждений и их проверки. Справедливым также представляется требование идентификации ввезенных комплектующих в готовом изделии. Все это повлечет за собой дополнительные финансовые и административные затраты как для таможни, так и для бизнеса.

Наша справка

Условный выпуск - выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий.

Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной третьей до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.