Новый аэропорт Иркутска - только в проектах

Накануне в областной администрации подтвердили информацию о том, что в ходе встреч губернатора Иркутской области Александра Тишанина с членами правительства РФ  обсуждалось строительство нового аэропорта в районе пади Ключевой. Принято окончательное решение о том, что проектно-сметную документацию подготовят за счет средств областного бюджета, а строительство взлетно-посадочной полосы и перронного комплекса профинансируют из федерального центра. Сметная стоимость проектировочных работ составляет 73,3 миллиона рублей. 40 миллионов предусмотрены в региональном бюджете, 20 должен был выделить федеральный, а оставшиеся 13 миллионов, как предполагалось, составят частные инвестиции.

Между тем всего две недели назад  заместитель главы администрации Иркутской области Анатолий Никитин сообщил, что Министерство транспорта РФ вновь рассматривает два варианта развития иркутского аэропорта. Не отказавшись от идеи  строительства нового, федеральные чиновники все же вернулись к планам реконструкции действующего аэропорта. Хотя еще осенью прошлого года этот проект отложили, поскольку его стоимость - 19 миллиардов рублей - оказалась сопоставима со  сметой строительства с нуля. Кроме того, вариант пади Ключевой показался Минтрансу более привлекательным с точки зрения безопасности. Ведь вопрос о выносе взлетно-посадочной полосы (ВПП) за пределы Иркутска был поднят сразу после июльской трагедии, когда аэробус с 208 пассажирами на борту выкатился за пределы существующей полосы, врезался в стоящие рядом гаражи и загорелся.

А примерно неделю назад конкурс на  право проектирования нового аэропорта, объявленный в феврале 2007 года, был отменен. Официальная формулировка отмены - "корректировка задания на проектирование". Областная администрация собирается разделить проектные задания на две части: разработку проекта аэровокзала и проектирование взлетно-посадочной полосы и перронных сооружений. Однако, как сообщили в Фонде регионального развития Иркутской области, проектные работы ведутся полным ходом, задержки же связаны с необходимостью разграничить права собственности на взлетно-посадочную полосу и здание аэропорта. Федеральные чиновники, согласовывавшие условия конкурса, считают, что ВПП находятся в ведении федерального центра, а аэровокзалы - в региональном, финансироваться они также будут из различных источников, стало быть, объединять их в один конкурс нельзя.

Впрочем, ряд региональных политиков усмотрели в этом "происки" владельцев красноярского аэропорта, которые рассматривают "соседа" как прямого конкурента в борьбе за статус "хаба". Сейчас иркутский аэропорт сохраняет свои позиции распределительного транспортного узла в Восточной Сибири- через него ежегодно проходит более 800 тысяч пассажиров и 15 миллионов тонн грузов. Но постепенно роль лидера отходит к Красноярску, от которого Иркутск отстает по объему  пассажиропотока, но по уровню грузооборота ни в чем не уступает. Однако для создания в Иркутске авиационного хаба недостаточно одного аэропорта, нужен еще и региональный перевозчик. Раньше в области был такой - компания "Байкал", но она приказала долго жить. Однако ситуация все еще может измениться, если на федеральном уровне примут решение о создании единого авиаперевозчика в лице "Аэрофлота".

Хотя окончательное решение,  быть новому транспортному объекту или нет, будет принято по результатам технико-экономического обоснования. И не факт, что оно будет положительным.
- Нужно добиваться выполнения соглашения с Министерством транспорта РФ и решения президента о строительстве в пади Ключевой нового аэродрома, - убежден председатель Фонда регионального развития Алексей Козьмин. - Только реконструкция взлетно-посадочной полосы старого аэропорта проблему не решит. К тому же для развития Иркутска как логистического центра, а именно такова должна быть функция Иркутской агломерации, новый аэропорт необходим как воздух.

Пока время проведения новых конкурсов неизвестно. Но так или иначе властям придется поторопиться, поскольку по всем планам строительство должно начаться (если планы Федерации все-таки не изменятся) в 2008 году.

   мнение

Павел Халин,  исполняющий обязанности генерального директора ФГУП "Аэропорт Иркутск":

- Нельзя оставлять нерешенным вопрос реконструкции старого аэропорта. Строительство нового аэровокзала в пади Ключевая займет от шести до десяти лет, а все это время будет эксплуатироваться существующий. В этом году будут завершены работы по удлинению взлетно-посадочной полосы аэропорта. К лету 2008 года необходимо закончить реконструкцию терминала.

Между тем
Схема генерального плана предусматривает строительство аэродрома  с взлетно-посадочной полосой длиной 4200 метров с сетью рулежных дорожек, пассажирским и грузовым перронами, рассчитанными на обслуживание 3 миллионов человек в год. Также предполагается возведение объектов системы посадки, радионавигации, служебно-технической территории, аэровокзалов, подъездных автодорог. Предварительная стоимость строительства нового аэропорта составит 23,2 миллиарда рублей. Для этого варианта необходимо строительство железнодорожной ветки со станции Мегет.