Вчера в Белом доме на очередном заседании президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике обсуждались реформы в сфере образования. Участники заседания почтили минутой молчания память первого президента России Бориса Ельцина.
Открывая мероприятие, куратор нацпроектов первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что в нацпроекте "Образование" самое "серьезное развитие" должна получить работа по улучшению ситуации с детским питанием и медицинским обслуживанием в школах. "Наши дети находятся более чем полдня в школе и от того, как хорошо их там накормят и проследят за их самочувствием, в конечном итоге зависит их будущее", - сообщил Медведев, добавив, что в настоящее время состояние здоровья большинства российских школьников внушает опасения. Он привел данные о том, что более половины учащихся средних образовательных учреждений в нашей стране страдает теми или иными "функциональными нарушениями здоровья". Причем от младших классов к старшим медицинские показатели школьников ухудшаются, а доля нездоровых детей растет. "Такие факты не могут нас не тревожить. Нынешние школьники вступят в активную жизнь во втором десятилетии нашего века. Для страны - это важный демографический рубеж. В расчете на него мы строим долгосрочные планы экономического развития", - заявил первый вице-премьер. Он отметил, что "потенциал страны должен быть передан в руки здоровых и физически крепких граждан". Впрочем, для появления таких граждан в нашем государстве не созданы необходимые условия.
В России более 50 процентов школ либо не имеют медицинских кабинетов, либо их оснащение остается на уровне середины прошлого века. Не лучше обстоят дела и с состоянием школьных столовых, питание в большинстве которых не отличается высоким качеством.
В связи с этим Медведев считает необходимым разработать современную модель организации школьного питания и медицинского обслуживания. "Это должна быть универсальная модель, но, естественно, приспособленная к тому или иному региону. Ее реализация позволит эффективно задействовать и бюджетные средства, и иные средства, и родительскую плату", - сказал первый вице-премьер. Он также отметил, что "такая модель должна строиться по сбалансированным научным нормам в строгом соответствии с санитарными требованиями". Разработка и внедрение этой модели должны начаться уже в мае этого года. С особым вниманием к ее внедрению, по словам первого вице-премьера, должны сейчас отнестись руководители так называемых пилотных регионов, где в этом году будет проведена "комплексная модернизация общего образования". Правительство отобрало 21 регион для "обкатки" реформы в области образования. По словам Дмитрия Медведева, одним из важнейших элементов этой реформы станет "изменение экономики образования" и переход на нормативно-подушевую систему оплаты труда учителей, при которой зарплаты педагогов будут зависеть от количества обучающихся в каждой конкретной школе детей.
"Переход на нормативно-подушевую систему оплаты означает, что школы начинают конкурировать за учащихся, а значит, и привлекать к работе хороших педагогов, повышать им зарплату", - рассказал Дмитрий Медведев. В то же время он считает, что региональное руководство должно бережно отнестись к уже существующим и сложившимся педагогическим коллективам. "Ни при каких условиях, нигде пилотные проекты не должны рассматриваться как начало кадровых чисток. Людьми нельзя разбрасываться", - считает первый вице-премьер. Он также особо подчеркнул, что без создания хороших санитарных и бытовых условий в школах, без профилактики здоровья детей программа преобразований в системе образования "останется лишь существующей на бумаге".
Медведев рассказал, что в 2007 году из федерального бюджета на помощь пилотным регионам в проведении реформы образовательной отрасли будет выделено четыре миллиарда рублей. К реформе также планируется привлекать средства региональных бюджетов.