Нет, с разработкой бюджета в ведомстве Кудрина, за которую фактически отвечает его заместитель Татьяна Голикова, знающая буквально наизусть цифры документа, все в порядке. Проблемы возникли с доходами, которые уже в этом году, к неприятности главного финансового ведомства страны, окажутся ниже запланированных более чем на 351 миллиард рублей и составят 6,614 триллиона. Расходы, несмотря на постоянные разговоры об их сокращении, увеличатся на 152 миллиарда до 5,615 триллиона рублей. Профицит, который пока еще наблюдается финансовым ведомством, оценивается в 3,3 процента ВВП. Это еще один большой минус в работе минфина, ведь по закону о бюджете эта цифра должна быть 4,8 процента ВВП.
Более того, к 2010 году, согласно скорректированному документу, профицит вовсе исчезнет из бюджета как класс, что приведет к замедлению темпов накопления резервного фонда. А объем непроцентных расходов опять же, несмотря на лозунг четырехлетней давности об их снижении или хотя бы стабилизации, будет лишь расти. В 2008 году объем непроцентных расходов увеличится до 18,2 процента ВВП, что на 0,5 процента превысит прогнозный показатель 2007 года. Для сравнения: 4 года назад непроцентные расходы были на уровне 14 процентов. И тогда главный финансист Алексей Кудрин предупреждал о том, что увеличение непроцентных расходов неминуемо приведет к смягчению финансовой политики. Так и произошло. Прав был главный финансист. Тем не менее не увеличивать расходы перед выборами правительство явно не могло, ведь это в первую очередь повышение жизненного уровня пенсионеров, бюджетников и военнослужащих - самого многочисленного электората. В итоге, как обещает кабинет министров, доходы пенсионеров за 2008-2010 годы увеличатся в 1,4 раза, пенсии военных пенсионеров вырастут к 2010 году до неимоверной величины - 7500 рублей, так что они смогут ни в чем себе не отказывать.
Разделение нынешнего Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд будущих поколений, одобренное президентом в его бюджетном послании и зафиксированное парламентом, состоится в феврале следующего года. К этому моменту на счетах Фонда окажется около 24 миллиардов долларов. После этого в Фонд будущих поколений будет поступать весь остаток от перечислений в Резервный фонд, размер которого будет составлять 10 процентов ВВП.
Пока же все домыслы главного финансиста остаются таковыми. Кудрин, к примеру, готов отдать Фонд будущих поколений в западные руки. То есть инвестировать средства Фонда в высокодоходные бумаги с большими рисками, причем заниматься этим, возможно, будет западный менеджмент. В Фонде будущих поколений, по его замыслу, должны быть корпоративные бумаги разных секторов, включая нефтяной и газовый, чтобы обеспечить больший доход. Подобно Стабилизационному фонду, средства Резервного фонда будут инвестироваться лишь в консервативные ценные бумаги, такие как государственные облигации.
Конкретные изменения в Бюджетный кодекс, связанные с порядком инвестирования и использования средств Фонда будущих поколений, будут доработаны в мае-июне текущего года, а в течение 2007 года в Бюджетный кодекс будут внесены необходимые поправки.
Главе Центробанка, докладывающему об основных направлениях единой государственной кредитно-денежной политики на 2008 год, тоже нечем порадовать россиян. Рубль по-прежнему будет укреплять свои позиции с каждым годом. Диапазон же укрепления рубля, выданный Центробанком на ближайшие три года - от 0 до 10 процентов при трех вариантах развития событий, лишь подтверждает отсутствие внятного прогнозирования. ЦБ удалось лишь спрогнозировать укрепление российской валюты в текущем году - 5,1 процента, и в 2008 - 2,7 процента. Три сценария экономического развития, рассчитанные ЦБ, исходят из разных цен на нефть. В первом варианте - 44 доллара за баррель с ростом ВВП 5,4 процента. Во втором - 53 доллара с ростом ВВП в 6,1 процента. И в третьем - при 62 долларах за баррель - 6,7 процента ВВП.
При этом минэкономразвития отмечает различия в темпах роста спроса на деньги, расхождения в оценке притока капитала и считает, что неплохо было бы четче определить роль Банка России в случае падения цен на нефть и очертить границы реального эффективного курса рубля.
Кабинет министров преподнесет отдельный сюрприз и депутатам. Новая редакция Бюджетного кодекса накладывает жесткие ограничения на принятие дополнительных обязательств. Например, исчезнет понятие неутвержденных Федеральных целевых программ (ФЦП): все расходы, крупные проекты, а также федеральная адресная инвестиционная программа по новой редакции Бюджетного кодекса должны утверждаться лишь постановлениями правительства строго за месяц до внесения бюджета в Госдуму. Так что делить депутатам теперь будет нечего.
Сегодня же кабинет министров в срочном порядке рассмотрит перечень ФЦП, подлежащих финансированию в 2008-2010 годах, состоящий из 48 программ. Общий объем их финансирования ФЦП в 2008 году составит 691 миллиард рублей, в 2009-м - 744,1 миллиарда, в 2010-м - 503,4 миллиарда. В 2009 году планируется финансировать из федерального бюджета 47 ФЦП, а в 2010-м - 46 программ. Несмотря на то что бюджет вышел на финишную прямую, поручение президента разработать и включить в перечень программ, финансирование которых должно начаться в следующем году, 7 ФЦП, так и не появились. Речь идет о новой программе социально-экономического развития Чеченской Республики, "Юг России", программе обеспечения ядерной радиационной безопасности, развития инфраструктуры наноиндустрии, ФЦП развития космодрома Плесецк, программе развития электронной компонентной базы и программе социально-экономического и этнокультурного развития российских немцев. Пока финансирование объектов этих ФЦП предусмотрено в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Но министерства и ведомства не теряют надежду и предлагают разработать еще 21 программу с финансированием с 2009 года. Ведомство Германа Грефа, пытаясь слегка ограничить круглогодичную деятельность своих коллег, предложило вносить корректировки в перечень ФЦП один раз в год с тем, чтобы утверждать их до рассмотрения бюджета.