С самого начала премьер-министр Михаил Фрадков пытался исправить недоработки, которые заметил в деятельности кабинета Путин, сказав, что "правительство, как будто специально, никаких мер не предпринимает".
Это "либо неспособность правильно определить приоритеты, либо - должным образом организовать практическую работу". В общем, "и то, и другое - плохо".
Поэтому, отводя финансовому блоку кабинета лишь двое суток на корректировку трехлетнего бюджета, Фрадков заметил, что изменения касаются тех тем, которые требуют существенных и проработанных заблаговременно бюджетных расходов. "Это и затраты на развитие электроэнергетики, транспортных сетей, и обустройство городов и достройка мостов, в общем те вопросы, которые были подняты президентом в Послании", - отметил премьер.
Выслушав Послание, кабинет посчитал, что обрел долгосрочную программу укрепления и увеличения национального благосостояния, благосостояния каждого ее гражданина.
"Роль правительства понятна, и мы должны организовать работу по практической реализации положений Послания", - настроил подчиненных Фрадков. А напоследок заметил, что "это программа, за которую мы все с вами в ответе". "И высокая степень ответственности не зависит от того, сколько кому отведено работать на своих постах", - многозначительно подчеркнул премьер. Такая масштабность принимаемых решений, подкрепленных ресурсами и обеспеченная совместными усилиями, и является гарантией преемственности курса на развитие экономики нашей страны. "Из этого мы исходим и начинаем работать по горячим следам", - дал команду к бою глава кабинета министров. До 17 мая министерства и ведомства поработают над Посланием и сформулируют свои предложения по реализации основных предложений. После чего до 24 мая Греф представит комплексный план по выполнению Послания президента.
Рассматриваемый на заседании "новаторский по содержанию с учетом разделения на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы, с возможностью формировать фонды - и резервный и фонд национального благосостояния", проект бюджета на самом деле уже предусматривал финансовое подкрепление всех идей Послания.
Главный финансист даже успел подсчитать дополнительные доходы федерального бюджета на этот год за счет источника, который посоветовал президент, - продажи активов НК "ЮКОС" - порядка 400 миллиардов рублей.
- Мы не получим всплеска расходов, - убеждал Кудрин коллег, объясняя, что все требования Владимира Путина будут удовлетворены.
Единственное, с чем может возникнуть заминка, так это с переименованием Фонда будущих поколений в Фонд национального благосостояния, поскольку в новой редакции Бюджетного кодекса значится пока старое название. Доход же Фонда национального благосостояния в 2008 году превысит 10 миллиардов рублей. Правда, Кудрин оговорил, что это предварительные расчеты, основанные на том, что объем Фонда национального благосостояния будет сформирован на 1 января 2008 года в сумме 471 миллиарда рублей.
Говоря же о проекте федерального бюджета на 2008-2010 годы, Кудрин перечислил уже известные цифры уменьшающихся доходов и увеличивающихся расходов, стремящийся к нулю профицит. Главный финансовый документ страны рассчитан исходя из объема ВВП в 2008 году в размере 35 триллионов рублей, в 2009-м - 39,69 триллиона и в 2010 году - 44,8 триллиона рублей, цены на нефть в 2008 году - 53 доллара за баррель, в 2009 году - 52 и в 2010 году - 50 долларов за баррель. Среднегодовой курс прогнозируется в 2008 году в 25,9 рубля за доллар, в 2009 году - 26,2 рубля и в 2010 году - 26,8 рубля за доллар. То есть динамика снижения темпов роста укрепления рубля вроде бы и есть, но если сравнить с предыдущим вариантом проекта бюджета, менее значительная. Что доказывает - кабинет министров последовательно смягчает финансовую политику. Именно об этом постоянно волнуется министр финансов. И в этот раз он не смог промолчать и заметил, что "не Центробанк, а мы с вами, принимая такое решение, уступаем под напором валютных поступлений в страну".
Впервые в этом году и инфляция в апреле будет выше, чем показатель прошлого года, - 0,6% против 0,4%. Вместе с тем, по словам Кудрина, мощным позитивным фактором, препятствующим росту инфляции, является дедолларизация экономики. "В результате высокий рост денежного предложения сопровождается ростом спроса на деньги", - сказал министр. Благодаря этому фактору, по его словам, плановая цифра по инфляции на 2007 год - 8% - является вполне достижимой. Прогноз инфляции на текущий год составляет 7-8%.
На изменения в трехлетний главный финансовый документ страны, на которых настаивает президент, кабинет отреагировал практически молниеносно. В итоге в 2008 году бюджет выделит на строительство дорог 20 миллиардов из 100 миллиардов рублей, на достройку дороги Дон - 60 миллиардов за три года, на достройку мостов - 20 миллиардов. На создание Президентской библиотеки имени первого главы государства Бориса Ельцина в ближайшие три года будет направлено 5 миллиардов рублей.
После такого мощного финансового доклада вопросов к главному финансисту Алексею Кудрину просто не было.
- Много пообещал Алексей Леонидович, - заметил Фрадков.
- Те, кто работал над бюджетом, заслуживают госнаград, - вдруг заметил министр Владислав Путилин.
Правда, после этого рассказал о расхождениях во взглядах с финансистами на закрытую часть бюджета.
- Госнаград если и всем, то не сейчас? - уточнил Фрадков.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко все же не удержался и напомнил, что вопрос о выделении денег на содержание бизнес-школы в Санкт-Петербурге так и не решен. Но Кудрин был неумолим. Он считает, что 300 миллионов рублей, о которых идет речь, сумма не маленькая, но это не капвложения, следовательно, и финансирование должно осуществляться за счет министерства. Но тут в качестве тяжеловеса выступил первый вице-премьер Сергей Иванов, заметив, что в первую очередь речь идет о подготовке кадров и поддержать надо конкретный проект. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев тоже попытался защитить Санкт-Петербургскую бизнес-школу, заметив, что изначально предполагалось финансировать из бюджета две новые структуры - в Москве и в Санкт-Петербурге, но впоследствии выяснилось, что московская школа в Сколкове будет финансироваться за счет частных денег.
- Это аргумент в пользу бизнес-школы в Санкт-Петербурге, - печально заметил Медведев, видимо, уже поняв, что совершил ошибку.
Фрадков тут же подхватил его настроение и заметил: "Или распространить пример московской школы?"
- Лишних денег в одно учреждение не может пойти, - примирительно заметил глава кабинета министров, явно с намерением поскорее прекратить публичную дискуссию. - Надо сделать так, чтобы всем было хорошо.
Но хорошо всем не бывает. Хоть правительство и рассмотрело трехлетний бюджет менее чем за два часа "без криков, шума и обид", но недовольные все же остались. Глава минэкономразвития Герман Греф вообще откровенно заметил, что "правительство, взяв на себя обязательство, в небывало короткие сроки - до 30 апреля - разработало трехлетний бюджет, поставило амбициозную задачу, задачу из области невероятного". "С такой скоростью сделать и бюджет следующего года, 2008-го, и трехлетний бюджет - лично у меня не складывалось понимание, как это можно сделать, - заметил Греф. - Но это удалось. И удалось с достаточно хорошим качеством, несмотря на то, что обычно при сжатии сроков качество страдает".
При этом главный экономист предложил разрабатывать бюджеты и инвестпрограммы естественных монополий сроком на три года, чтобы увязать их инвестиции с основными показателями федерального бюджета. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев поддержал эту идею и предложил дать соответствующее поручение представителям государства в советах директоров естественных монополий.
Основные направления единой денежно-кредитной политики по большому счету не вызвали особых эмоций у присутствующих. Хотя глава Центробанка Сергей Игнатьев заметил, что в 2008 году повышение реального эффективного курса рубля будет зависеть от внешних и внутренних экономических условий и может составить от 0 до 10%. "Если, например, цены на нефть будут выше, чем записано в прогнозе - 65 или 70 долларов за баррель, - а приток капитала больше 40 миллиардов долларов, возникнут сложности по достижению запланированной инфляции, и придется пойти на укрепление рубля в 4-5%. Если при этом будет принято решение по дополнительным бюджетным расходам и будут повышены регулируемые цены, то реальный эффективный курс рубля может повыситься еще больше - на 5-7% и возможно приближение показателя укрепления к верхней границе, то есть к 10%, добавил он. В условиях же базового варианта социально-экономического развития, по словам Игнатьева, укрепление реального эффективного курса рубля составит 3%. Как бы то ни было, но ЦБ планирует продолжить применять режим управления курсом рубля. "В перспективе мы перейдем от режима управления курсом к режиму "свободного плавания", - заметил Игнатьев. - По моим оценкам, на это потребуется 4-5 лет".
В общем, брать ответственность за укрепление рубля только на себя глава Центробанка не готов. Именно поэтому он все же решил еще раз предупредить правительство: "Надо понимать, что все решения имеют последствия, влияющие на укрепление реального эффективного курса рубля".
- То есть, принимая решение, надо думать... - не удержался от колкости премьер.