С самого начала строительства объектов по уничтожению химического оружия законодательно были приняты решения о создании полномасштабной государственной системы контроля и мониторинга как объектов УХО, так и природных систем в зонах защитных мероприятий. Это по своей сути независимая система контроля за деятельностью объектов со стороны государства и общества.
В соответствии с п. 5 Протокола заседания Правительства Российской Федерации от 16.10.2003г. № 38 принято решение "О создании системы государственного контроля и мониторинга при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия". С этой целью создан Федеральный центр государственного экологического контроля и мониторинга, который в настоящее время структурно входит в состав Государственного научно-исследовательского института промышленной экологии (ФГУ ГосНИИЭНП).
За период 1999 - 2005 гг. институтом решен ряд задач, обеспечивших успешное продвижение работ в сфере государственного и производственного экологического контроля и мониторинга объектов по уничтожению химоружия: разработана методическая база по контролю отравляющих веществ в промвыбросах и природных средах, система паспортизации и контроля состава реакционных масс, разработана нормативная документация, регламентирующая функционирование систем производственного и государственного экологического мониторинга.
Проведенные в течение 3 лет работы позволили к концу 2002 гОДА создать высокоэффективную систему экологического контроля и мониторинга объекта в Горном, задолго до начала уничтожения запасов иприта и люизита на этом объекте.
В 2005 году состоялось этапное знаменательное событие: во всех регионах Российской Федерации, на территории которых проводится уничтожение химического оружия, созданы и прошли государственную аккредитацию региональные центры по обеспечению государственного контроля и мониторинга за безопасным уничтожением химического оружия. Это подводит значительный итог работ по созданию СГЭКиМ: в чрезвычайно сжатые сроки создан один из главных инструментов обеспечения безопасного процесса уничтожения химического оружия в Российской Федерации. Созданная система государственного контроля и мониторинга обеспечивает контроль безопасности объектов по уничтожению химоружия со стороны специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти: Ростехнадзора, Росприроднадзора, Росгидромета, администраций регионов и других органов, в чьем ведении находятся вопросы безопасного уничтожения химического оружия.
Созданы современные, не имеющие аналогов лабораторные комплексы: построены не уступающие зарубежным образцам лаборатории, подобраны и обучены специалисты, проведены исследования по фоновому состоянию объектов окружающей среды в районах расположения объектов по хранению и строящихся объектов по уничтожению химического оружия.
Созданная система контроля и мониторинга имеет характерную структуру, которая ранее не применялась. В стандартной постановке задачи контроль и мониторинг деятельности опасных промышленных объектов ограничиваются проведением анализов загрязняющих химических веществ на территории объекта и в районе его расположения (в данном случае в ЗЗМ). Так обеспечиваются требования стандартов по качеству окружающей среды: атмосферного воздуха, почвы, природной воды и т.д. Но есть много факторов, учесть которые подобным образом сложно. Наши знания по вопросам трансформации отравляющих веществ в природной среде, продуктам их деструкции, процессам накопления, механизмам воздействия малых и сверхмалых доз ограничены и находятся в процессе развития. Учитывая эти важные моменты, в составе центров созданы биолаборатории, проводящие прямой анализ токсичности природных объектов (почвы, воды, атмосферного воздуха и др.). Эти анализы проводятся на простейших, наиболее чувствительных микроорганизмах, не обладающих адаптационными возможностями высших организмов, в том числе человека. Совмещение химического анализа объектов природной среды с токсикологическими испытаниями обеспечивает достоверную оценку работы объекта. Это максимум того, что может предложить современная наука. Эта система удовлетворяет самым строгим зарубежным стандартам и аттестована не только Госстандартом России, но и в системе общеевропейской сертификации.
В составе центров созданы информационно-вычислительные комплексы, на базе которых реализуется система управления мониторингом. В автоматическом режиме рассчитываются поля рассеивания загрязняющих веществ и строятся карты, диаграммы, графики, автоматически составляется план проведения исследований во всех режимах, как штатных, так и нештатных. Это обеспечивает оперативное реагирование на любые ситуации, связанные с функционированием объекта УХО.
Мониторинг окружающей среды проводится в трех зонах. В соответствии с результатами биомониторинга точки, в которых выявлена высокая токсичность, контролируются с более высокой периодичностью. Валовые показатели объема мониторинга и контроля: 236 точек и объектов контроля, 108 показателей.
Многолетняя статистика показывает отсутствие превышений предельно допустимых концентраций по всем видам уничтожаемых отравляющих веществ. Отчеты с официальными протоколами замеров и нанесенными на карты результатами исследований находятся в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и других уполномоченных в сфере экологического контроля и мониторинга федеральных и региональных организациях.
Хочу отметить характерную особенность проводимых работ. Отсутствие сколько-нибудь значимых превышений установленных для заводов экологических нормативов и загрязнений в окружающей природной среде подтверждает, что объекты УХО с технической точки зрения можно считать безопасными промышленными объектами. В то же время это не обычные заводы и главный их недостаток состоит в новизне, в том, что у населения нет продолжительного опыта "сосуществования" с подобными объектами. Говоря языком науки, в общественном мнении не вполне сформировался позитивный образ этих объектов, и это поле для возникновения различных слухов и домыслов, что объективно создавало и создает проблемы, в том числе политического характера, на пути реализации программы уничтожения химического оружия. Созданная независимая от объектов система контроля за их безопасным функционированием, работающая в интересах государственной власти и населения регионов, способствует социальной адаптации этих объектов. Сейчас представляется очевидным, что вложенные в создание СГЭКиМ средства оправдают себя, поскольку такая система способна ответить на многие вопросы и сама по себе формирует благоприятную среду для уничтожения химического оружия на территории России.
Система производственного экологического контроля и мониторинга
Она решает следующие задачи:
систематического эколого-химического контроля состояния загрязнения производственной (промзона, санитарно-защитная зона - СЗЗ) и окружающей среды (ЗЗМ) при эксплуатации объекта УХО с целью объективного подтверждения безопасности обслуживающего персонала, населения и ОС в зоне его расположения;
оперативного контроля за развитием химической обстановки при возникновении аварийных ситуаций с целью оценки масштабов загрязнения ОС выбросами (сбросами) от объектов УХО и прогнозирования их последствий (с учетом гидрометеорологических и других факторов, влияющих на протекание процессов распространения химического загрязнения среды);
контроля за химической обстановкой в послеаварийный период с целью уточнения параметров распространения 3В, выявления эффективности проводимых мероприятий по ликвидации последствий аварийной ситуации, определения сроков нормализации обстановки.
Созданные системы ПЭКМ состоят из двух уровней. Первый - предназначен для использования при нормальном (проектном) режиме функционирования объекта УХО и включает: автоматические газоанализаторы и газосигнализаторы с чувствительностью на уровне ПДКр.з, которые устанавливаются на территории промзоны объекта в местах возможных утечек ОВ; набор аналитических методик для определения загрязнителей в атмосферном воздухе, воде, почве и других контролируемых средах на уровне ПДК (ОБУВ) населенных мест; средства дистанционного определения метеопараметров на контролируемом участке; средства сбора, обработки, анализа и передачи информации.
Второй уровень системы ПЭКМ предназначен для оперативного анализа ситуации в аварийной обстановке и принятия решений. Он включает непрерывно функционирующие автоматические газосигнализаторы аварийного контроля, блок передачи данных от средств контроля в центр обработки информации (информационно-аналитический центр системы), блок передачи данных от метеодатчиков в центр обработки информации, набор программно-технических средств (моделей) для прогнозирования распространения облака токсичных веществ в атмосфере с учетом имеющихся метеоданных, набор моделей для оценки характеристик источника загрязнения.
Базовыми элементами системы экомониторинга являются: аналитическая лаборатория, расположенная на объекте УХО; автоматизированные стационарные посты контроля атмосферного воздуха, устанавливаемые в населенных пунктах; передвижные лаборатории контроля атмосферного воздуха; передвижная экспресс-лаборатория контроля загрязнений природных вод и почвы; пробоотборные машины контроля воздуха; объектовая метеостанция; информационно-аналитический центр.
Сформированная на основе описанной выше методологии система ПЭКМ обеспечивает контроль и мониторинг воздуха промплощадки и хранилищ объекта, выбросов систем вентиляции производственных заданий, дымовых газов установки термического обезвреживания отходов, дымовых газов котельной объекта, воздуха СЗЗ и ЗЗМ, воды на сбросе очистных сооружений объекта, поверхностных вод на территории СЗЗ и ЗЗМ, подземных (грунтовых) вод, почвы и снежного покрова промплощадки СЗЗ и ЗЗМ, животного и растительного мира района расположения объекта.
Мониторинг воздуха промышленной зоны и хранилищ объекта, контроль предельно допустимых выбросов организован с помощью автоматических средств газоаналитического контроля, работающих в непрерывном и периодическом режимах. На рисунках приведены примеры размещения приборов контроля в рабочих зонах объектов УХО.
Контроль содержания загрязнителей на территории промышленной зоны осуществляется путем периодического отбора проб воздуха, дождевых вод, грунта и других объектов ОС с последующей их обработкой и анализом в аккредитованной аналитической лаборатории мониторинга окружающей среды (МОС) в соответствии с утвержденным регламентом. Мониторинг территорий СЗЗ и ЗЗМ организован аналогично. Лаборатория МОС, включая рабочие участки в административном и производственном зданиях, стационарные посты контроля и подвижные посты пробоотбора, представляет собой современный аналитический модуль, составляющий техническую основу системы ПЭКМ.
Система государственного экологического контроля и мониторинга
Она включает созданные и введенные в эксплуатацию специализированные центры контроля и мониторинга в шести регионах Российской Федерации (Саратовской, Кировской, Курганской, Брянской, Пензенской областях и Удмуртской Республике). В состав каждого из региональных центров входят: экоаналитическая лаборатория по контролю и мониторингу ОВ и продуктов их деструкции; экоаналитическая лаборатория по контролю и мониторингу общепромышленных загрязняющих веществ; лаборатория биомониторинга и биотестирования (разработка, внедрение и адаптация методик биотестирования ОВ и продуктов их деструкции на биологических моделях); информационно-аналитический центр. Внешний вид региональных специализированных центров государственного экологического контроля и мониторинга приведен на рисунке.
Региональные системы ГЭКМ обеспечивают участие в проведении государственного экологического контроля и мониторинга объектов УХО заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В частности, заключены соглашения об использовании специализированных региональных центров для обеспечения деятельности в сфере государственного экологического надзора и контроля объектов УХО с управлениями Ростехнадзора по указанным регионам. Практически экологический контроль и мониторинг на объектах УХО и в зонах их влияния проводят входящие в состав систем 1JKM аналитические лаборатории, аккредитованные Ростехрегулированием на техническую компетентность и независимость. Так, экоаналитическими и биолабораториями системы ГЭКМ проводятся систематизированные во времени и пространстве периодические отборы проб контролируемых сред (вентвыбросы, воздух, вода, почва и др.) на территориях промзоны, СЗЗ и ЗЗМ объектов УХО и их последующий анализ с целью определения содержания загрязнителей для оценки безопасности функционирования объектов в отношении населения и окружающей среды. При контроле и мониторинге проводится оценка реальных уровней загрязнения и их сравнение с нормативными показателями с последующей выдачей предложений по снижению (при необходимости) выбросов (сбросов) загрязнителей.
В качестве средств контроля используются подвижные посты, которые осуществляют отбор проб природных сред в реперных точках, их экспресс-анализ (по возможности) на месте для предварительной оценки уровня загрязнения. Отобранные пробы консервируются и доставляются для анализа в стационарную экоаналитическую лабораторию, расположенную в административном центре региона. Полученные по результатам контроля и мониторинга данные поступают в информационно-аналитический центр системы, где проводится их обработка и обобщение. Центры взаимодействует с региональными контрольными и надзорными органами, правительствами областей или республик и администрацией района, на территории которых располагается объект УХО. По установленным формам информация о состоянии экологической обстановки на объекте УХО и в зоне его влияния направляется в указанные органы, а в последующем доводится до населения.
В настоящее время введено в эксплуатацию три объекта УХО. Объекты работают в штатном режиме. Системами производственного и государственного экологического контроля и мониторинга проведена не одна сотня тысяч анализов. Ни в одной пробе, отобранной из внешней среды в пределах промплощадок, ССЗ, ЗЗМ объектов УХО, превышений гигиенических нормативов ОВ не зарегистрировано.
СПРАВКА
В санитарно-защитной зоне контроль проводится в 30 точках, в зоне защитных мероприятий - в 40 точках, в зоне возможного влияния объекта - в 72 точках. Природная вода, грунтовые воды, снежный покров контролируются по 26 показателям, атмосферный воздух - по 8 показателям, почва, почвогрунты, донные отложения - по 13 показателям.