Комплекс мер по сбалансированию пенсионной системы правительство предполагало рассмотреть в середине апреля, но затем вопрос отложили до президентского Послания, чтобы сначала окончательно определиться с главными акцентами. Тем не менее, как выяснила "РГ", в минздравсоцразвития готов комплекс предложений, практически вписывающихся в требования, сформулированные президентом.
Собственных средств Пенсионного фонда недостаточно для выполнения увеличивающихся обязательств по выплате пенсий. Рост пенсий отстает от роста зарплат, и в дальнейшем демографические перспективы эту "вилку" не только не снивелируют, но и еще более усугубят. Чтобы сбалансировать пенсионную систему, есть только два пути: либо увеличить ее доходы, либо уменьшить расходы: сдерживать индексацию пенсий либо уменьшить количество пенсионеров, увеличив возраст выхода на пенсию.
Президент, однако, "добро" на увеличение пенсионного возраста не дал. Взамен он предложил создать систему таких стимулов, чтобы человеку было выгоднее продолжать работать и после наступления пенсионного возраста, чтобы в дальнейшем получить существенную прибавку к пенсии.
Заметим, такая возможность, в принципе, предусмотрена и в нынешнем законодательстве. Однако каждый мало-мальски владеющий арифметикой может легко подсчитать: пенсия вырастает совсем чуть-чуть, так что куда выгоднее не откладывать оформление пенсии, а, продолжая работать, получать ее вместе с зарплатой.
Глава государства предложил в первую очередь подумать об увеличении доходов Пенсионного фонда, а для этого надо добиваться легализации зарплат.
В минздравсоцразвития, впрочем, не исключают, что только за счет легализации заработков ситуацию с пенсионными деньгами стабилизировать не удастся. А потому там подготовлены и другие предложения. Например, такой вариант: все 20 процентов отчислений от фонда оплаты труда направить в Пенсионный фонд для выплаты страховой части пенсии, не отвлекая из этой суммы, как сейчас, 6 процентов на формирование базовых пенсий. Поскольку базовая пенсия - это минимум, который гарантирует государство любому гражданину вне зависимости от его трудового вклада (то есть это фактически государственное пособие по старости), то логично платить его целиком за счет федерального бюджета.
Следующие изменения могут коснуться действующей системы накопительной части пенсии. Минздравсоцразвития предлагает законодательно определить, что накопительное пенсионное страхование - это вид личного страхования, то есть решение по участию в нем должен принимать каждый конкретный работник. Минэкономразвития, в свою очередь, продолжает настаивать на сохранении нынешней модели накопления - в рамках обязательного пенсионного страхования.
Наконец, третье предложение заключается в развитии дополнительного пенсионного страхования за счет личных добровольных отчислений граждан. Об этом, кстати, подробно говорил и президент, предложив стимулировать добровольные пенсионные накопления граждан государственным "бонусом" по принципу тысяча государственных рублей на каждую тысячу личных. Фактически каждая 1000 рублей, внесенная работником на его личный счет, удвоится за счет средств Фонда национального благосостояния.
Вчера министр финансов Алексей Кудрин сообщил, о какой максимальной сумме таких взносов может идти речь: 10 тысяч рублей в год "и даже больше" (неофициально эксперты называют сумму до 20 тысяч рублей в год).