С другой стороны, число аэропортов стремительно катится вниз: только за последний год закрылись более тридцати.
Почти половина пассажиропотока приходится на четыре российских аэропорта - Шереметьево, Домодедово, Внуково и Пулково. Еще 15 аэропортов, расположенных в основном в южных регионах, крупных центрах Сибири и Дальнего Востока, обслуживают более четверти всех пассажиров. То есть на 14% аэропортов России ложится нагрузка в 88% пассажиропотока.
По данным Ространснадзора, капитальный ремонт и реконструкция нужны аэродромам Быково, Воронежа, Белгорода, Липецка. Разрушаются искусственные покрытия взлетно-посадочных полос в аэропортах Алдана, Вилюйска, Чокурдаха, Черского. Недопустимые дефекты на перроне в Сургуте. Критическая степень износа ВПП на аэродромах Менделеево, Охотск, Чумикан, Зональное, Хурба.
Особую озабоченность вызывает состояние светосигнального оборудования. В большинстве местных аэропортов оно достигло "пенсионного возраста" (Кепервеем, Омолон, Мыс Шмидта, Марково) или отсутствует вовсе (Сеймчан, Омсукчан, Северо-Эвенск, Провидения, Беринговский).
Олег Смирнов,
заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации":
- Потенциальная емкость рынка перевозок на местных воздушных линиях более 10 миллионов пассажиров в год. Вот она, база для дальнейшего роста перевозок на магистральных маршрутах! Лимит государственных капитальных вложений в "воздушный транспорт" увеличен в 2007 году по сравнению с 2004 годом в 10 раз. Кажется, много. Но это всего лишь первый шаг.
Система финансирования развития аэропортов сформировалась, когда страна испытывала острый дефицит средств. Сейчас совсем иная ситуация, и требует она иного подхода. Он должен быть основан на принципах государственно-частного партнерства и проектного финансирования. Развитие системы аэропортов-хабов включено в федеральную целевую программу. Их создание невозможно без привлечения частных инвестиций. Но для этого необходим механизм, который в равной мере был бы выгоден и государству, и инвеститорам. Таким механизмом может стать концессия. Но нужно как можно быстрее утвердить подзаконные акты.
В этом году должна быть принята Концепция управления федеральным имуществом гражданских аэропортов. Предлагается снять ограничения на приватизацию, чтобы субъектам Федерации передавались не только аэропорты, но и то имущество, которое ранее было запрещено к приватизации, например ВПП. Приватизация, конечно, нужна, но не обязательно всех стричь под одну гребенку. Может, кому-то и в форме ФГУП можно существовать. Возьмем, к примеру, США: где все аэропорты государственные, где нет налогов, а есть дотации, и где все заработанные средства идут на развитие.
В чем еще проблема? Сейчас в аэропортовую деятельность вводится новый Земельный кодекс. Но что он влечет за собой? Неподъемные платежи: цена за землю под аэропорты идет сегодня наравне с ценой за землю под коттеджи. Если вопрос не будет отрегулирован, то большинство аэропортов просто-напросто станут банкротами. Вот почему для решения всех этих вопросов нужна сильная политическая воля и четкая работа госструктур.