На трассе "Дон" хотят применить новые методы управления стройкой на всех этапах

Это поможет существенно сократить издержки и использовать бюджетные деньги с максимальной пользой. А в дальнейшем новации будут применять и при других дорожных проектах. Об этом рассказал журналистам министр транспорта Игорь Левитин. С 3 по 5 мая он инспектировал магистраль, проехав по ней от Москвы до Краснодара.

Во время поездки министр встречался с губернаторами областей, по которым проходит дорога, подрядчиками, строящими мосты и дорожные обходы, беседовал с водителями. "Дон" уже называют "новым БАМом", до 2010 года в реконструкцию трассы будет вложено 60 миллиардов рублей. Это самый масштабный дорожный проект со времен Советского Союза. Но прежде чем расписать график выделения денег, Левитин решил проверить, готовы ли к таким масштабным вливаниям строители, и определить возможные "слабые места" стройки. Кроме того, он обсудил с губернаторами возможность резервирования земли вдоль трассы. Нынешняя реконструкция предусматривает, что на большей части магистрали будет организовано четырехполосное движение. Но в дальнейшем встанет вопрос об открытии шести- и восьмиполосных участков трассы, поделился Левитин своими планами на обратном пути из Краснодара. И для того, чтобы потом государству не пришлось выкупать необходимую землю, минтранс предложил губернаторам зарезервировать ее заранее.

Впрочем, расширение трассы до шести и восьми полос - это все-таки дело будущего. А сейчас надо оперативно определиться с планами на 2007-2009 годы.

Во время поездки вызрело предложение создать специальную межведомственную группу по управлению проектом реконструкции "Дона", рассказал Левитин. По его мнению, эта идея имеет смысл, потому что на уровне Росавтодора многие вопросы строительства решить сложно. Руководство группой поручат одному из заместителей министра.

Еще одна новация - заключение контрактов с подрядчиками, ведущими строительство на трассе, сразу на три года. Причем к стройке собираются допускать только компании, которые используют современную технику и способны гарантировать качество работы. Но главное - в контрактах будет прописано, что на протяжении всех трех лет не будет расти стоимость работы. Сейчас из-за удорожания стройматериалов разница в цене строительства на "входе" и по окончании проекта бывает существенной, и потому нельзя точно спланировать расходы. Минтранс предлагает задействовать следующую схему: с поставщиками цемента, битума, щебня заключается госзаказ на три года вперед и подписываются рамочные соглашения с указанием неизменной цены на материалы, а потом к этим поставщикам направляются фирмы, получившие подряд на строительство. И тогда у строительных компаний не будет повода повышать цену, ссылаясь на дороговизну стройматериалов. По словам Левитина, он уже провел переговоры о таком методе с поставщиками щебня и получил предварительное согласие на его применение.

По-новому на трассе "Дон" собираются вести контроль и за качеством работы. Сейчас это делается в "ручном режиме": специалисты выезжают на дорогу, просверливают покрытие на одном из участков и таким образом проверяют, была ли соблюдена технология. Но существуют более современные методы - можно увидеть дорожное полотно в разрезе, проведя сканирование поверхности с использованием спутниковой системы.

Кроме того, будет существенно увеличено финансирование содержания магистрали "Дон". Сейчас на поддержание в порядке всех российских трасс тратится 47 миллиардов рублей, а надо расходовать 120 миллиардов, рассказал Левитин. По подсчетам минфина, довести эту часть расходов до необходимой величины можно будет не ранее 2011 года. При этом суммы, выделяемые на содержание дорог, будут расти постепенно. Так, уже в 2008 году затраты составят 67 миллиардов рублей. Но специалисты предлагают не распылять дополнительные средства по всем трассам, а сконцентрировать их на одной дороге, резко повысить расходы на ее содержание до 80 процентов от потребностей и проанализировать, как это скажется на качестве. А потом, по мере выделения средств, направлять их на другие участки.

Нововведения ждут и водителей, пользующихся трассой "Дон". Именно здесь собираются массово применить систему видеонаблюдения за скоростью движения. В прошлом году ее запустили в качестве эксперимента на Минском шоссе. Но, для того, чтобы по результатам такого мониторинга можно было применять соответствующие меры к нарушителям, нужны поправки в законодательство. И как только они будут приняты, в первую очередь систему видеонаблюдения развернут на магистрали "Дон". А для оказания помощи попавшим в аварию на протяжении всей трассы будут установлены медицинские пункты, построены площадки для вертолетов МЧС. Их размещение должно быть спланировано таким образом, чтобы медики и спасатели могли добраться до места любого дорожно-транспортного происшествия в течение 30 минут, рассказал Левитин.