Еще накануне юбилея выступление "Мастера" было под угрозой срыва. Хорошо, что в последний момент выручил давний поклонник группы, депутат московской городской думы Андрей Ковалев. Помог найти деньги на то, чтобы арендовать зал и провести долгожданный юбилейный концерт.
В жизни каждой группы неизбежны взлеты и падения. Причем, что удивительно - даже самые удачные в творческом отношении периоды - не обязательно приносят коммерческий успех. Особенно в стиле хэви-метал - одном из самых консервативных в современной музыки. "Шаг в сторону" от традиций и нынешнего модуля успеха и моды здесь нередко приравниваются к "побегу" и потере интереса к группе. Удивительно, но факт - именно "Мастер" в последние годы всегда старался расширить границы тяжелой музыки, экспериментировал с новым звучанием, пытался идти впереди музыкальной моды и делать "метал для умных". Группа вносила в хард-энд-хэви элементы джаз-рока и арт-роковой полифонии, отказывалась от прямолинейной мелодики. Не признавала модного допрограммирования и отдавала предпочтение живому гитарному звучанию - безыскусному и яростному. Использовала в последнем альбоме "По ту сторону сна" могучие хоровые подпевки, а в качестве тестов уже готовые стихи одной из самых талантливых и метафоричных поэтесс современности Маргариты Пушкиной...
Собственно, ради свободы и поисков нового саунда "Мастер" и был образован в 1987 году музыкантами, вышедшими из самой популярной тогда в российской тяжелой музыке "Арии": гитаристом Андреем Большаковым, басистом Аликом Грановским, клавишником Кириллом Покровским и барабанщиком Игорем Молчановым.
С тех пор и началось негласное, но голосистое соревнование "Арии" (в которой тогда остались вокалист Валерий Кипелов и гитарист Владимир Холстинин) и "Мастера". За эти годы менялись составы (неизменны были только Холстинин - в "Арии" и Грановский - в "Мастере"). Изменялся звук, солисты, линии на сцене. И может показаться, что в давнем споре "Ария", отметившая 20-летие пару лет назад, в этом противостоянии победила. Ведь ее туры следуют с завидным постоянством, альбомы выходят на ведущих рекорд-компаниях. Но я бы не стал уверять так однозначно. Ведь именно "Мастер" фактически первым открыл в нашей стране треш, экспериментально скрестил в ряде композиций хэви-метал с джаз-роком. И в отличие от "Арии", мало менявшей звучание на протяжении всей свой истории и чаще следовавшей традициям мелодической героики в духе Iron Maiden, каждый новый альбом "Мастера" поклонники ждали и ждут как откровения. Мол, что они там еще изобретут и как снова усовершенствуют свой жесткий саунд?! Насколько концептуальной станет и очередная "мастерская" работа?!
И поэтому юбилейный концерт "Мастера" был просто необходим - хотя бы для подтверждения того, что группы, идущие своим путем, - достойны того, чтобы устраивать праздники, на которые приезжают поклонники не только из Москвы, но и из ближайших к ней городов. А еще были зрители, которые прибыли на этот концерт из Белоруссии и с Украины. Хотя после Москвы "Мастер" уже через день отправился в Киев, чтобы сыграть юбилейный концерт и там. Но, видно, так мало сегодня слышно группу "Мастер" (как правило, она дает два-три концерта в месяц), что поклонники ездят за ней по свету.
"Мастер" из знаменитых гостей пригласил только экс-товарища по "Арии" Валерия Кипелова, причем не для того, чтобы петь или тянуть время мемуарными разговорами на сцене, а просто в гости. И нынешний состав: Грановский, вокалист Алексей Кравченко - он же Лекс, гитарист Алексей Страйк и барабанщик Александр Карпухин без всяких ухищрений и пафоса, по-рабочему ударно выдали "на-гора" ретроспективную программу группы за 20 лет карьеры. Начиная с самых первых хитов, например, "Щит и меч" до звучащих и в последних концертах "Места хватит всем", "Мастер скорбных дел" и других. Притягательность нынешнего "Мастера" для аудитории в том, что группа играет жестко, с высокой энергетикой. И избегает модной ныне компьютерной дообработки звука или допрограмирований. Вот этой искренностью, напором, мелодичностью и берет. В наше время сцены переполнены синтетическими артистами, исполняющими банальные куплеты про любовь и при этом мало способными петь живьем, и не всегда попадающими в тональность с инструментами. Безыскусный "Мастер" с его тягой к естественному, чуть сыроватому саунду, с невыдуманной страстью в подаче материала, с умелыми вкраплениями в ткань композиций виртуозных басовых соло - словно живой памятник славной эпохи рока 1980-х-начала 1990-х.