По оценкам экспертов эстонского Центра балтийских исследований (Таллин) и Ассоциации стран бассейна Балтийского моря, за 2007-2008 годы за счет низких транспортных тарифов, дноуглубительных работ и круглогодичной эксплуатации многие эстонские порты могут увеличить перевалку российских грузов минимум на 20 процентов. Вблизи эстонско-российской границы (между Таллином и Нарвой) сооружаются, прежде всего на деньги инвесторов из РФ, крупнейшие в Балтии новые портово-железнодорожные комплексы для транзита российских грузов. К действующему терминалу Мууга (северо-западнее Таллина) и новым транзитным узлам будут подведены нефтепроводы из Ленинградской и, возможно, Псковской области.
По данным эстонской статистики, за март 2007 года в портах Эстонии обработано более чем на 20 процентов больше грузов, чем в марте 2006-го. А по отношению к февралю 2007 года эстонский портовый грузооборот вырос более чем на 11 процентов. До 65-70 процентов объема этих грузов приходится на российский внешнеторговый транзит. Преимущественно это вывозимые из РФ нефтепродукты, алюминий, химические удобрения, лесоматериалы, зерно и уголь. В апреле-мае достигнутые показатели по крайней мере не уменьшатся.
Так, Таллинский порт инвестирует в будущем году максимальную в своей истории сумму, используя для этого и финансовую помощь ЕС. Совокупные инвестиции Таллинского порта достигнут 1,55 миллиарда крон, 20-25 процентов этой суммы будет обеспечено за счет средств ЕС.
Причем до 75 процентов этих вложений направляется в расширение соседнего порта Мууга, работающего в основном с российскими грузами. По данным эстонских транспортных и внешнеторговых ведомств, 6 крупных российских фирм, представляющих нефтяной, лесной, угольный, металлургический, химический (удобрения) и зерновой бизнес, планировали совместно вложить полтора миллиарда крон в дальнейшее расширение порта Мууга, запланированное к 2010-2011 годам. К тому времени к этому порту намечено проложить нефтепровод из Ленинградской области, что минимум на треть удешевило бы транзит российских нефти и нефтепродуктов через Эстонию.
По прогнозам управления Эстонских железных дорог, Центра Балтийских исследований, аналитических служб управления портов Таллина и Мууга, такие проекты в сочетании с продолжением снижения транзитных тарифов в Эстонии могли бы повысить конкурентоспособность эстонских артерий для российской внешней торговли почти на треть в сравнении с аналогичными объектами в Финляндии, Ленинградской области и примерно наполовину - по сравнению с аналогичными объектами в Латвии.
Кстати, недавно вблизи границы с РФ в порту Силламяэ, который тоже незамерзающий, началась эксплуатация одного из крупнейших по всему Балтийскому региону комплексов по перевалке жидких химических грузов - преимущественно российских. По данным эстонских источников и публикаций, до 65 процентов инвестиций в этот проект - российские. Силламяэ, по словам эстонского аналитика Аарве Вяйхи из Тартуского университета, был выбран российским бизнесом прежде всего по экономическим причинам. Но это ликвидировало аналогичный проект вблизи российской Усть-Луги. Транзитные платежи России Эстонии в предстоящие годы могут достигнуть 150-170 миллионов долларов в год.
Специализированные терминалы для транзита, опять-таки российских внешнеторговых грузов предварительно намечены также на эстонских островах Саарема и Хийума. Развитию транзита через Эстонию могло бы способствовать и предварительно намеченное на 2010-2011 годы паромное сообщение по Чудскому озеру.
Между тем
Снижение транзитных тарифов для грузов из СНГ намечено в Финляндии, Литве и Швеции, причем в Финляндии и Литве запланировано строительство новых специализированных терминалов для российских грузов. Планируются также новые паромные сообщения - Литвы с Данией, Германией и Финляндии со Швецией для большего транзита российских, белорусских, украинских, казахстанских и молдавских внешнеторговых грузов.