После официальной публикации благополучных экономических итогов первого квартала 2007 года и подкорректированного с их помощью прогноза минэкономразвития правительство с чистой совестью внесло в Госдуму свои, также подправленные с учетом послания президента, бюджетные проектировки.
Надо сказать, что особого накала страстей в бюджетных прениях не ожидается. Хотя, очевидно, в год парламентских выборов позиция депутатов и фракций не может не иметь эмоциональную окраску. Основные параметры и бюджета, и экономического прогноза в ближайший год вряд ли серьезно изменятся. В номинальном выражении расходы будут расти быстрее доходов, но по отношению к ВВП их доля даже несколько уменьшится. А вот доля доходов ВВП с 2007 по 2010 годы сократится более существенно - с 21,6 до 18,1 процента. И профицита уже не будет. Уже на 2008 год он запланирован на уровне 0,2 процента ВВП. Это принципиальный сдвиг в бюджетной политике: может быть, казна еще и не будет эффективно подталкивать экономику, но сама экономика уже не будет простой кормушкой для казны.
Текущие риски недобора
Несколько сложнее обстоит дело как с исполнением реального бюджета текущего года, так и с высокой вероятностью падения сверхвысоких макроэкономических показателей первого квартала.
Несмотря на снижение поступлений в первом квартале НДС на 23 процента и налога на добычу полезных ископаемых на 13 процентов, минфин увеличил доходы 2007 года на 365 миллиардов рублей и соответственно примерно на такую же сумму возрос профицит. При этом планируемые поступления НДС уменьшены на 330 миллиардов рублей, и, судя по конъюнктуре нефтяного рынка, примерно в такой же пропорции, как и в первом квартале, уменьшатся и поступления НДПИ. Единственные источники компенсации выпадающих доходов помимо 300 миллиардов рублей из резервных фондов - это повышение сбора налога на прибыль и доходы физических лиц, становящихся, таким образом, с 2007 года основой налоговых доходов казны. Однако пока динамика прибыли предприятий, несмотря на рост производства, не впечатляет: в январе она вообще упала, а в январе-феврале выросла всего на 11 процентов против прошлогодней 36-процентной динамики.
Централизованный федерализм
Но главная проблема российских финансов не в профиците федерального бюджета и его планируемом исчезновении к 2010 году. Дефицит местных бюджетов оценивается в 300 миллиардов рублей. За счет собственных доходов муниципалитеты могут профинансировать всего от 40 до 60 процентов расходных полномочий, остальное - за счет трансфертов из региональных бюджетов, большинство из которых, в свою очередь, также получает финансовую поддержку из федеральной казны. Сумму трансфертов минфин обещает в 150 миллиардов рублей, депутаты требуют 200 миллиардов, 100 миллиардов не дает никто. Естественно, что эффективность подобного "бюджетного федерализма" не только весьма спорна, но и проверить ее практически невозможно. Теоретически надо бы перераспределить на нижние уровни часть налоговых полномочий - и такие предложения имеются и у депута тов, и у Счетной палаты. Однако минфин считает, что у местных властей уже достаточно самостоятельности в рамках нынешнего Бюджетного кодекса да и губернаторы не горят желанием "что-то там передавать" муниципалитетам. Полемике "в верхах" не видно конца, база местных налогов - имущественного и земельного - разрабатывается черепашьими шагами; эксперты же предсказывают, что большинство местных бюджетов уже в 2007 году может оказаться на грани дефолтов.
Насколько устойчив рост
Свои подводные камни и в макроэкономическом прогнозе. Они, собственно говоря, и не подводные даже, а очень даже хорошо заметные. Вообще многочисленные выступления представителей минэкономразвития и макроаналитические разработки этого ведомства производят двойственное впечатление. С одной стороны, фиксируются количественные достижения и успехи в поисках новых стимулов и точек роста, улучшения его пропорций, инвестиционного климата и так далее. Говорится, что "основной особенностью экономической ситуации в первом квартале 2007 года явилась тенденция к ускорению экономического роста. Темп прироста ВВП составил 8,4 процента против 5,1 процента в январе - марте 2006 года. С исключением сезонного и календарного факторов среднемесячный темп роста ВВП стабилизировался на уровне 0,7 процента. Высокие темпы экономики в начале 2007 года опирались на высокие темпы инвестиционного спроса, строительства, обрабатывающих производств и поддерживались высоким уровнем потребительского спроса при замедлении темпов роста экспорта.
С другой - ключевая задача перехода к "новой модели экономического роста" по сути дела остается на уровне деклараций, поскольку не подкреплена административно-организационными мероприятиями. Да и бюджет, несмотря на некоторое увеличение расходов на науку и инвестиции, как уже говорилось, в 2007 году все еще весьма далек от роли "мотора экономики".
Прогноз с оглядкой
На пути к "новой экономической модели" в ближайшие три года прорывов не планируется
Речь идет, повторимся, не о естественных количественных "допусках" прогноза и столь же естественной изменчивости конъюнктуры мировых рынков, зависимости от цен на нефть. Если официально признаться, что нужна новая модель роста, то почему минимум на три года законсервированы бюджетная и налоговая реформы, которые сейчас никак не стимулируют ни малый и средний бизнес, ни инновации, ни региональное развитие? Притом что основательно "зависли" и реформа ЖКХ, и реформа местного самоуправления. Почему в семи основных приоритетах социально-экономического развития России в 2007-2010 годах нет и намека на то, какими конкретными механизмами и мерами они должны достигаться? То есть ЧТО надо делать сказано, а вот КАК - извольте. Кстати, еще в прошлом году минэкономразвития разработало неплохой и вполне конкретный план мероприятий по поддержке промышленности. Он мог бы стать основой полноценной промышленной политики. Но, возможно, этот план уже приносит какие-то резутьтаты? И будет ли по нему кто-то и когда-нибудь отчитываться?
Наконец, по странному стечению обстоятельств раздел о факторах экономического роста читается скорее как раздел о тех реально непреодолимых барьерах, которые будут его в ближайшие годы тормозить. Здесь и энергетические и инфраструктурные ограничения, и исчерпание технологических заделов, и невозможность наращивания энергосырьевого экспорта, и неконкурентоспособность готовых технических изделий, и проблемы с инженерно-конструкторскими кадрами, и много кой-чего еще. Говорить с таким "багажом" даже об улучшении структуры экспорта и эффективности импорта было бы странно. А ведь целью поставлена "новая экономическая модель", то есть новые идеология и правила игры бизнеса, административная реформа и менталитет чиновничества, процедуры и практика решений конфликтов, судебная защита прав собственности.
"Запрятанный" пессимизм
Неудивителен и итоговый, "запрятанный" между строк и в конец документа пессимизм авторов "улучшенного" прогноза ведомства Грефа.
Во-первых, говорится в документе, в 2009-2010 годах из-за сокращения прироста валютных резервов может возникнуть недостаток ликвидности в экономике. Для его преодоления необходима активизация рефинансирования банков со стороны Банка России, а также смягчение бюджетной политики по сравнению с предшествующим периодом. Позиция Центробанка двойственна. С одной стороны - планируется на этот период рефинансирование банков на 700-900 миллиардов рублей. С другой - ориентиры прироста денежной массы уменьшены с 32-34 процентов в 2007 году до 17-19 процентов в 2010-м. Но уже сейчас денежная масса растет годовым темпом 52,7 процента прироста против 48,8 процента прошлогодних. Эксперты минэкономразвития рассчитывают на замедление скорости обращения денег и рост насыщенности экономики деньгами с 28,1 процента ВВП в 2006 году до 44-46 процента в 2010 году. На чем основаны эти предположения, если ожидается кризис ликвидности и активное рефинансирование банков, неизвестно. Дело в том, что скорость обращения денег считается в России скорее статистическим показателем того, что рост номинального ВВП и в оценках, и в прогнозе до 2010 года серьезно занижен. Настоящая же инфляция гораздо выше "кабинетного" индекса потребительских цен. Сбить ее можно только действительно жесткими денежными ограничениями. Но это почти гарантированный экономический спад. Между тем минфин, как уже говорилось, угрожает бюджетным дефицитом, и "смягчать" политику ему будет решительно некуда.
Отпущенные тарифы
Во-вторых, темпы роста цен на основные товары естественных монополий в 2008-2010 годах будут более высокими, чем в 2004-2007 годах. Рост тарифов в 2-4 раза превысит инфляцию. Каким образом подъем издержек не вызовет роста цен, остается загадкой. И как в таких условиях удастся добиться феноменального роста импортозамещения покрытия внутреннего спроса с 53 процентов в 2006 году до 26 процентов в 2010 году? Ведь это качественный рывок конкурентоспособности и диверсификации экономики.
Между тем резюме умеренно-оптимистического варианта прогноза не дает никаких оснований для таких надежд: "Вместе с тем и в рамках второго варианта масштабы диверсификации экономики оказываются незначительными, и общего ускорения промышленного роста не происходит. В зоне риска утраты конкурентоспособности и низких темпов роста по-прежнему остаются в производстве отечественных легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, станкостроении". Все будет хорошо, но останется по-прежнему. Дальнейшие комментарии, как говорится, излишни.