Чиновники мечтают вернуть флоту былую мощь

Для Владивостока и Приморского края, как морской территории, важность обсуждаемой проблемы очевидна — Дальний Восток всегда был регионом с развитой морской транспортной отраслью, с крупными судоходными компаниями, пока кризис 1990­-х годов не затронул и сферу морского транспорта. За последние годы дальневосточный флот сократился почти на 66 процентов. Поэтому губернатор и предложил реализовать пилотный проект — создать дальневосточный морской кластер.

Для решения проблемы структурной недостаточности флота, портовых мощностей и инфраструктуры создается новая федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России на 2010­2015 годы", включающая подпрограмму "Морской транспорт". Это поможет решить вопросы восстановления судоремонта и судостроения, морского сервисного производства, повышения качественного морского образования и проблему кадров, а главное — должно повысить конкурентоспособность российского транспорта.

Достичь этого можно, создав условия, когда морские суда, принадлежащие российским судовладельцам, будут ходить только под российским флагом. Пока же более 60 процентов грузов перевозится под удобными для российских судовладельцев иностранными флагами, и количество таких судов постоянно растет. По сравнению с началом 90-­х годов прошлого века эта практика увеличилась в стране почти в четыре раза. При этом продолжается интенсивное физическое и моральное старение российского морского флота, средний возраст которого приближается к 20 годам, свыше 40 процентов судов выработали нормативный срок эксплуатации, а на Дальнем Востоке этот процент еще выше. Для сравнения: в России он равен 22 годам, в Норвегии — восьми. В то же время более 90 процентов вновь построенного и наиболее рентабельного российского флота регистрируется под удобными флагами.

Кардинально ничего не изменится пока не будет рычагов влияния для судовладельца

В настоящее время порядка 100 судов курсируют на линии между Приморьем и портами Японии и Кореи под флагами Белиза, Камбоджи, Панамы, Венгрии и других. Государство многое теряет от того, что выталкивает флот под "удобный" флаг.

Кому как не морякам некогда крупнейшего на Дальнем Востоке пароходства помнить, как, несмотря на убытки, не сдавал суда под удобный флаг бывший директор компании Виктор Миськов. Но он ушел на пенсию, пришли молодые люди и тоже декларировали: мы никогда не поменяем российский флаг, будем национальными перевозчиками. Спустя некоторое время уже 22 судна ушли под иностранные флаги. Ибо удобный флаг — это снижение расходов по налогам, на заработную плату, социальное страхование. Пока налоговая политика не изменится, все больше судов будут уходить под такие флаги. На этом фоне судоходная компания с участием государства могла бы добиться приемлемых экономических условий работы для российских судовладельцев.

 

 мнение

Петр Осичанский,  президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов:

— Моряки под чужими флагами представляют собой дешевую рабочую силу. И социально не защищены. Мы неоднократно обращали внимание правительства на эту проблему, но кардинальных перемен нет. Конечно, когда десять лет назад я начинал борьбу против удобного флага, у моряков даже контрактов на руках не было. Сейчас контракты заключают на всех судах. Каждый моряк, выходящий в море, должен быть застрахован судоходной компанией не менее, чем на 75 тысяч долларов — это тот самый минимум! Тогда бы не было таких трагедий, как, например, с "Синегорьем" (судно затонуло. — Ред.). Оно просто не вышло бы на линию, так как судовладелец не стал бы рисковать, зная состояние судна и то, что ему никакой страховки не хватит, чтобы выплатить в случае чего по 75 тысяч каждому члену экипажа.

Но кардинально ничего не изменится, нет у нас рычагов влияния на судовладельца. Как его заставить, чтобы не эксплуатировал старый флот и не гибли люди? Есть только один рычаг — экономический. Нужны новые законы. Как сказал президент, будут созданы все условия для поэтапного перехода судов под российский флаг. К сожалению, время упущено. Подорваны и морской флот, и судостроение, и судоремонт, и даже портовое хозяйство. Сегодня на нашей базе судостроение развить практически невозможно. Мощности устарели, разворованы, а главное, специалистов потеряли. У меня двойственное чувство по поводу коллегии и того, что на ней обсуждалось.

 

Между тем

Чтобы обеспечить к 2020 году перевозку 50 процентов внешнеторговых грузов, необходимо построить или приобрести новый флот. Для этого необходимо около 350 судов общей грузоподъемностью порядка 9 миллионов тонн. На эти цели потребуется около 640 миллиардов рублей. Новые суда наряду с выполнением основных задач могли бы выступать в качестве вспомогательного флота министерства обороны. Таким образом решилась бы еще одна важная проблема — замена устаревшего вспомогательного флота ВМФ России.