В прессе появилось сообщение, что экспертный совет Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму готовит законопроект "О ценовой политике РФ и регулировании цен на основные товары и услуги". Эту интригующую новость приписывают заместителю председателя комитета Елене Паниной.
Первым на нее откликнулся глава минэкономразвития Герман Греф. Он довольно резко прокомментировал эту законодательную инициативу. И заметил, что его министерство не поддержит такой законопроект. "Если кто-то забыл советские очереди, то можно попробовать еще раз, но в этом случае у нас не будет ни продуктов, ни цен на них", - резюмировал Греф.
На момент подписания номера "РГ" стало известно, что Елена Панина готовит сообщение для прессы, где поясняет свою позицию. Однако в приватной беседе, один из депутатов заметил, что ее, видимо, неправильно поняли. И речь вряд ли идет о таком "лобовом" регулировании цен. Тем не менее Паниной приписывают слова о том, что она не видит противоречий между госрегулированием и принципами рыночной экономики. "Мы собираемся предложить качественно иные механизмы, основанные на мировом опыте", - якобы заметила она.
Комментируя "РГ" инициативу думцев, начальник аналитического управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Сушкевич сказал, что негативный опыт государственного регулирования цен в мире хорошо известен. Оно никогда и нигде не способствует развитию конкуренции. К тому же эта идея думцев не соответствует принципам защиты конкуренции, заложенным в российском антимонопольном законодательстве. При этом Сушкевич подчеркнул, что его ведомство считает обоснованным регулирование цен только на товарных рынках, которые находятся в состоянии естественной монополии. "Существующее сегодня ценовое регулирование на этих рынках нуждается в совершенствовании", - сказал чиновник.
Что касается ценового регулирования товаров первой необходимости, то во всем мире, отметил Сушкевич, государство обеспечивает доступ малоимущих слоев населения к ним с помощью так называемого неценового контроля. Для этого в экономиках развитых стран применяются всевозможные пособия, выдают продуктовые талоны, открывают общественные столовые, бесплатно предоставляют лекарства.
И в России также существуют похожие механизмы. "Если депутаты хотят расширить доступ малоимущих к товарам первой необходимости, то надо шире использовать именно такие рычаги и предусматривать для этого средства в бюджете", - заметил Сушкевич.
Аркадий Злочевский,
президент Российского зернового союза:
- Регулировать цены надо, особенно в монопольном секторе. Что касается конкретно зернового производства, то у нас цены свободные.
Исторический максимум на пшеницу третьего класса составил 240 долларов за тонну в 1996 году. Два с половиной года назад цены доходили до 6 тысяч рублей. Сегодня - чуть выше 4 тысяч рублей. А хоть на копейку за это время хлеб подешевел? Если цены на какие-то ресурсы отпущены и нарушается их диспаритет на ту или иную продукцию, то государство обязано компенсировать потери, которые несут производители конечной продукции. В этом году выделена субсидия на компенсацию затрат на топливо. Вот такой механизм и должен быть закреплен законодательно.
Мушег Мамиконян,
председатель правления Мясного союза России:
- Наводить порядок с ценами необходимо. Для поддержания доступности продовольствия для всех слоев населения, а не только для тех, кто на него не считает денег, российское правительство ввело 10-процентный налог на добавленную стоимость на важнейшие продукты питания - молочные, мясные и ряд других.
Значит, было бы логично, чтобы в товарной цепочке относительно этих товарных позиций соблюдался определенный приоритет. А у нас получился перекос: государство забирает 10 процентов у производителя мяса, на которого ложатся максимальные расходы на его производство, а те, кому тратиться не приходилось, остаются с барышами. Ведь в розничной сети наценка, например, на мясные полуфабрикаты (котлеты, пельмени, сосиски, которые покупают небогатые люди) составляет 40-45 процентов. Причем розница вымогает все больше и больше наценок. Этот конфликт между товаропроизводителями и торговыми сетями в России нарастает. И решать его надо уже не внутри каждой отрасли. Он принял межотраслевой характер.
Наталья Римашевская,
член-корреспондент РАН:
- Какое может быть регулирование цен, если у нас свободный рынок? К тому же мы все это уже проходили в советские времена. Зачем же снова наступать на старые грабли?
Тут нужно разобраться с теми, кто конкретно накручивает цены. А это, как правило, торговля - не зря же говорят, что все новые олигархи рождаются в торговле. Значит, заняться зарвавшимися личностями должно ведомство господина Грефа. Если в торговле все станут выполнять существующие законы, тогда не нужно будет изобретать ничего нового.