Назарбаеву разрешили избираться неограниченное число раз

Нурсултан Назарбаев получил от казахстанских парламентариев разрешение избираться неограниченное количество раз. В пятницу в Астане на совместном заседании мажилиса и сената в окончательном чтении был одобрен законопроект о внесении изменений и дополнений в конституцию страны.

 

Открытым остается вопрос, воспользуется ли Назарбаев полученным правом.

Буквально в последний момент в обсуждаемый документ была внесена одна, но ключевая поправка. Возможность ее появления многие прогнозировали. Однако мало кто из казахстанских политиков решался об этом публично рассуждать. Внесли поправку несколько депутатов. Поддержали - большинство.

"Группа депутатов - Ромин Мадинов, Владимир Нехорошев- и другие предложили пункт 5 статьи 42 конституции дополнить словами, - начал оглашение главной политической новости пятницы для Казахстана председатель комиссии по подготовке законопроекта ко второму чтению Ермек Жумабаев. - Учитывая историческую роль первого президента в становлении нашего государства как одного из основателей нового независимого Казахстана, а также необходимость завершения начатых экономических и политических реформ, совместная комиссия палат парламента приняла это предложение".

Остальные парламентарии спорить не стали. В итоге пункт 5 статьи 42 конституции "Одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух раз подряд" дополнили следующей фразой: "Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан".

Казахстанские депутаты и сенаторы выполнили наказ главы государства в рекордные сроки. Впервые об идее внесения существенных поправок в конституцию страны Нурсултан Назарбаев рассказал на совместном заседании парламента в среду. Тогда же он попросил парламентариев принять законопроект в рамках этой календарной недели.

Для чего нужна такая спешка, Назарбаев не стал уточнять. И все же задача была выполнена точно в срок. В пятницу парламентарии отчитались перед президентом об успешном завершении законотворческой деятельности.

Далее законотворцы принялись объяснять народу, что же подтолкнуло их согласиться с исключением для Нурсултана Назарбаева. "У нас еще не окрепли демократические институты, партии еще не состоялись как партии. Нам нужно время, - рассуждал вслух в присутствии журналистов председатель комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Серик Абдрахманов. - Мы видели, как главы государств меняются на площадях. Кто-то называет это демократией. Но мы видим плоды этой псевдодемократии, и я против того, чтобы решать судьбу демократии на площадях". При этом он добавил: "Назарбаев - сильная личность. Я буквально два дня назад говорил ему о несогласии с отдельными моментами и остался жив. Я считаю Назарбаева очень демократичным человеком".

Тем временем на фоне новости номер один как-то ушли в тень остальные поправки в принятый документ, которые, по сути, меняют форму правления в Казахстане с президентской на президентско-парламентскую. Премьер-министр после вступления закона в силу будет назначаться президентом после консультации с парламентскими фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов нижней палаты. Парламентом также будут формироваться две трети состава Конституционного совета, две трети состава Центризбиркома и две трети Счетного комитета.

С 7 до 5 лет сокращается срок президентских полномочий, но эта норма начнет действовать после 2012 года. Увеличивается численность депутатов парламента до 154 человек, в том числе в нижней палате на 30, а в верхней - на 8 человек. Ожидается, что выборы в нижнюю палату будут проводиться по партийным спискам, при этом часть депутатов будет предлагаться по согласованию с Ассамблеей народов Казахстана. Снят запрет на государственное финансирование общественных объединений. Кроме того, из конституции будет исключена норма о том, что президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает деятельность в политической партии.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Ознобищев, Директор института стратегических оценок:

- Принятое решение о неограниченном нахождении Нурсултана Назарбаева на президентском посту является достаточно ожидаемым и симптоматичным для стран данного региона.

Так складывается, что государства Средней Азии, включая Казахстан, основаны на режиме личной власти. В них, как правило, понятие "парламентская республика" является не более чем украшением или данью западной моде.

Назарбаев и другие лидеры Средней Азии не хотят лишать себя контактов с Западом, которые важны для развития национальной экономики стран. Поэтому они не идут на радикальную трансформацию основ демократического общества. Но, стремясь сохранить власть в своих руках, эти лидеры оставляют демократические институты в качестве украшения режима личной и семейной власти.

Существование окружения и семьи Назарбаева зависит от его нахождения на высшем государ-ственном посту в стране. Поэтому близкий круг президента подталкивает его к тому, чтобы бесконечно продлевать свою власть. Такой закон семейной власти действует во всех странах Средней Азии, где демократия только зарождается. В государствах с долгой историей становления демократических институтов такой сценарий изменения конституции невозможен.

Нынешняя ситуация в Казах-стане напоминает краткую историю становления российской демократии. Президенту Михаилу Горбачеву неоднократно делались предложения сохранить свою власть. Аргументы для таких инициатив приводились такие же, как сейчас приводятся в Казахстане. Горбачеву говорили, что демократия в стране не окрепла, необходим сильный лидер, единоличная власть, что речь идет только о переходном периоде. Указывалось на необыкновенные возможности Горбачева, на его широкий кругозор и огромный авторитет внутри страны и на международной арене.

Да и сейчас президенту России Владимиру Путину уже несчетное количество раз приходилось выслушивать предложения о том, что ему нужно остаться на новый срок. И только решимость самого Путина не делать этого сдерживает процесс изменения Конституции России.

Так что можно с определенной уверенностью сказать, что ситуация в Казахстане не является исключительной. Однако все аргументы о слабости демократии в Казахстане и усилении ее авторитетом Назарбаева не выдерживают критики. Кто мешает укреплять демократические институты? Все тот же самый режим личной семейной власти.

Безусловно, Назарбаев является авторитетным президентом. Он многое делает для сохранения российско-казахстанских отношений на высоком уровне. Поэтому интересам России не отвечает смена лидера в Казахстане.

Совершенно ясно, что, если в Астане появится новый президент, он может иначе относиться к России. Есть риск того, что новый лидер будет прозападно ориентированным.

Но для демократических процессов в Казахстане принятое решение о продлении президентского срока Назарбаева является опасным. Такой прецедент создает условия для прихода к власти более жесткого авторитарного режима.

Принимая решение о продлении своей власти, Назарбаев упускает шанс войти в историю как президент, который создал и воспитал демократию в Казахстане. Он также упускает возможность предотвратить войну преемников за его кресло. Кроме того, появляется опасность того, что другие страны Средней Азии захотят повторить казахский пример.

Подготовила Надежда Сорокина