Замгенпрокурора Кехлеров выступил против проекта закона о Следственном комитете

Вчера на заседании Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам заместитель Генпрокурора Сабир Кехлеров подверг критике проект нового закона о создании Следственного комитета.

По его мнению, если этот законопроект будет принят в той редакции, как он вышел из стен Госдумы, то это приведет к масштабным нарушениям прав человека в сфере уголовного преследования.

Вот как Сабир Кехлеров пояснил свою позицию в беседе с корреспондентом "Российской газеты":

Российская газета: Сабир Гаджиметович, почему вы выступили против, разве проект закона не был согласован с Генпрокуратурой?

Сабир Кехлеров: С нами была согласована концепция закона о том, что нужно разделить функции прокурорского надзора и организацию следствия. Мы с этим согласны и сегодня. Вместо этого произошло не разделение, а передача надзорных функций от прокуратуры к начальнику Следственного комитета. То есть фактически создается самостоятельная и независимая от прокуратуры структура, еще одна мини-прокуратура, что нарушает Конституцию РФ.

РГ: Но ведь глава Следственного комитета будет в ранге первого заместителя Генпрокурора.

Кехлеров: В отличие от всех других заместителей его будет утверждать Совет Федерации по представлению президента. При таком назначении он хотя и будет называться первым заместителем, фактически подчиняться не будет. Назначать, увольнять и финансировать следователей будет тоже сам глава Следственного комитета. Тем самым нарушается конституционный принцип единства Прокуратуры РФ.

РГ: Разве сейчас функции след-ствия и надзора не разделены?

Кехлеров: С приходом в Генпрокуратуру Юрия Чайки это было сделано. В центре и субъектах Федерации одни заместители отвечают за организацию следствия, другие - за надзор за расследованием.

Что такое уголовное преследование? Это процессуальное действие стороны обвинения на возбуждение, расследование и изобличение. Нам этих прав не дают. Оставлено право отказаться от уголовного преследования, но запретили прекращать уголовное дело. Прокурор пришел к выводу, что нет доказательств вины подозреваемого или обвиняемого, а ему говорят: "Вы не прекращайте уголовное дело. Верните его следователю, пусть он сам прекратит". Для чего? В законе много таких противоречивых вопросов. Зачем заниматься экспериментами? Вначале надо все просчитать.

РГ: На ваш взгляд, какие опасности может таить в себе нововведение для наших граждан?

Кехлеров: Уже сегодня эта сфера чревата нарушениями закона, ежегодно выявляется до 2 миллионов нарушений. Органы прокуратуры только за последнее время отклонили полтора миллиона обращений, касающихся отказа в возбуждении уголовных дел. Несвоевременное вмешательство может привести к утрате доказательств, свидетельской базы и нарушению конституционных прав граждан. Если мы лишим прокуратуру функций надзора, то не приведет ли это к масштабным нарушениям прав человека?

РГ: Как обстоит дело в других развитых странах, есть ли такой опыт?

Кехлеров: Во всех правовых системах органы прокуратуры занимаются уголовным преследованием. В странах, где проводится полицейское расследование, прокуроры в ходе следствия могут давать указания следствию, контролировать его и устанавливать ответственность за нарушения. Ни в одной стране мира нет той структуры следственного комитета, которая будет создаваться у нас.

Однако у полномочного представителя президента в Совете Федерации Александра Котенкова на сей счет иное мнение. По его словам, с созданием Следственного комитета резко повышается оперативность в расследовании дел по горячим следам, а у прокуратуры сохраняется право надзора за действиями следствия. В соответствии с законом у прокуратуры есть и право передавать дела в другой орган в случае, если в ходе следствия были выявлены те или иные нарушения.

- Нынешняя практика, когда прокурор возбуждает дело, ведет по нему следствие, причем ведет следствие с уже с обвинительным заключением - это разве не коррупция? - сказал Александр Котенков. - Так же и когда жалобы на следствие опять же направляются прокурору.

По его словам, 80 процентов расследуемых прокуратурой дел касаются экономической сферы, и, как полагает полпред, "это уже о чем-то говорит".

В обсуждении законопроекта принял участие и представитель правительства в Совете Федерации Андрей Яцкин. И хотя он еще совсем недавно принимал активное участие в продвижении правовой, в том числе и законодательной реформы, на просьбу корреспондента "РГ" прокомментировать нынешний законопроект делать этого не стал. Судя по всему, посчитал некорректным. "Что касается финансового обеспечения данного закона, то позиция правительства сформирована, - сказал он. - Необходимые средства будут выделены".

Окончательно судьба спорного законопроекта должна будет решиться завтра - этот вопрос включен в повестку пятничного заседания верхней палаты парламента.