Мосгордума защитит туристов, не получивших номер с видом на море

Ситуация, когда наших туристов размещают в номере с видом не на море, а, к примеру, на стену, стала уже стандартной. Впрочем, это еще самые безобидные минусы, которые наши люди нередко быстро ликвидируют, давая портье "на лапу" за то, что им полагается по туристическому договору с фирмой. Есть ли способ законодательно защитить москвичей от подобных непредвиденных сложностей во время отдыха за рубежом? Глава комиссии Мосгордумы по законодательству Инна Святенко считает, что такой вариант, похоже, найден: это страховка от форс-мажора по аналогии со страховым медицинским полисом.

Правда, у многих, знакомых с туристической сферой, тут же возникает вопрос: к чему разрабатывать новую страховку, если с 1 июня вступает в силу долгожданный закон о финансовых гарантиях туроператоров (его готовили почти 8 лет). Напомним, что по обновленному Закону "Об основах туристской деятельности в РФ" с июня начнется "зачистка" турбизнеса от сомнительных контор, коими будут считаться те, кто не подтвердит свою благонадежность наличием крупного страхового поручителя или банковской гарантией (500 тыс. рублей для внутреннего туризма или 10 млн. рублей для международного).

Предполагается, что именно из этой копилки туристам оплатят компенсацию, если, к примеру, фирма не выполнила какие-то пункты договора. Например, не забронировала отель. Таким образом, традиционные скандалы, связанные с очередным вызволением обманутых туристов через российское консульство, должны быть сведены на нет. Но, уверяют депутаты, этот документ не регламентирует частные неприятные сюрпризы вроде размещения в номере категорией пониже (без оплаченного вида на море) или необоснованного задержания полицией. Инна Святенко предложила привлечь к разработке законопроекта о юридической защите российских туристов и представителей туристических и страховых компаний: они должны обобщить зарубежный опыт.

   от разработчика

"Уже и страховщики согласны"

Инна Святенко, глава комиссии Мосгордумы по законодательству:

- Идея с помощью страховщиков дать туристам возможность почувствовать себя в полной безопасности в чужой стране вызвана вовсе не личным негативным опытом. Все дело в том, что в столичный комитет по туризму приходит немало писем от москвичей, которые, выехав на отдых за рубеж, попали там в неприятные ситуации и не получили никакой помощи: ни от представителей турфирмы, ни от консульства. У нас накопилось много реальных шокирующих историй, суть которых сводится к одному неутешительному факту: нашим туристам, даже купившим очень дорогой тур, не гарантирован качественный отдых. Качественный - значит прежде всего защищенный. И чтобы хоть как-то исправить ситуацию, мы призвали на помощь страховые компании.

Судите сами: если, к примеру, вы наступили на морского ежа на пляже, вам не придется из своего кармана оплачивать вызов медиков и операцию по извлечению иголок. Все это входит в ваш стандартный медицинский страховой полис, который стоит 1-2 доллара за сутки. По такой же схеме можно страховать туристов и от других неприятностей, не связанных со здоровьем.

Причем многие солидные страховые фирмы уже дали свое согласие на участие в этом проекте. Для них это расширение деловых возможностей, а для туристов - шанс отдохнуть без проблем. Ведь даже в излюбленной нашими туристами Турции россияне до сих пор бесправны. К примеру, мою знакомую несколько суток держали в полицейском участке - хозяину ювелирной лавки показалось, что именно она украла золотое украшение. Нередко случается, что уличные воры оставляют туристов и без денег, и без документов, и пока российские консульства не разберутся, наши вынуждены жить в жутких условиях.

   "за"

"Мы и МИД подключим"

Александр Волчков, секретарь координационного совета по совершенствованию законодательства в области туризма при Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии:

- На долю туризма сейчас приходится 10 процентов мирового валового дохода, то есть туризм - это более чем экономически выгодная отрасль. При этом на долю России приходится лишь 1,2 процента.

Тому, что наши туристы за рубежом нередко попадают в трудные ситуации, несут материальные и моральные потери, во многом способствует не только незнание языка, но и законов - как наших, так и чужих. Усугубляет это второсортное положение и нехватка сотрудников консульских служб МИДа. Например, в консульских отделах в Турции, куда прибывают 1,7 млн. россиян в год, до недавних пор работали всего три человека. Убежден, что в этой ситуации Мосгордума должна выступить с законодательной инициативой, которая регламентировала бы юридическую защиту российских туристов за рубежом. Этот документ имеет все шансы на успех, так как к этому процессу московские депутаты подключают не только страховые компании, но и МИД. Там тоже заинтересованы в том, чтобы ежегодному возвращению домой туристов, брошенных на произвол судьбы недобропорядочными фирмами, наконец-то положить конец.

   "против"

"Зачем огород городить?"

Ирина Тюрина, пресс-атташе Российского союза туриндустрии:

- Не понимаю, зачем москвичам нужен еще один закон о правовой защите туристов. Во-первых, на этот счет есть базовый федеральный документ "О защите прав потребителей", где прописаны и права туристов. А во-вторых, охранная грамота для отдыхающих - это сам договор с турфирмой, где по желанию клиента "от и до" можно прописать все, на чем он настаивает: будь то вид на море, семизвездочный отель или что-то еще.

Если фирма не хочет вносить эти коррективы в договор, значит, надо искать другую фирму. Благо их у нас много. Зато мало туристов, которые действительно серьезно подходят к оформлению договора. Правда, чтобы отстоять свои права задним числом (после возвращения), нужны хотя бы минимальные документальные доказательства того, что вам на самом деле не предоставили того, что было в договоре.

Если, к примеру, вам не дали номера вашей категории (допустим, с видом на море), то в этом случае вы вправе потребовать, чтобы отель дал вам письменное свидетельство того, что они не смогли предоставить вам номер, о котором вы договаривались с фирмой. Эта бумага поможет вам без судов и следствий получить денежную компенсацию.

   а как у них?

О правах туристов в Испании, и не только

Испания - страна туристическая. Сюда прибывают более 50 миллионов туристов в год, то есть значительно больше, чем живет испанцев в самой стране.

И тем не менее специального законодательства, предусматривающего обеспечение прав, интересов или безопасности иностранных туристов, в Испании нет. Как пояснил юрисконсульт российского торгпредства в Мадриде Анатолий Бидный, правовой статус туристов на территории Испании регулируется общими условиями, касающимися всех граждан. Кстати, точно так же обстоит дело и в других странах - членах Евросоюза.

Туристические агентства, правда на корпоративной основе, разработали свод правил (на испанском языке - condiciones generales), которые подписываются туристами и представителями турагентств при заключении договора и которые предусматривают и обеспечение безопасности, и защиту прав туристов. Однако этот свод правил - продукт договоренностей между сторонами, а не законодательного творчества на общенациональном уровне.

В испанском министерстве промышленности, туризма и торговли подтвердили, что никакого специального свода законов, обеспечивающего права и интересы туристов, в стране нет. Заметили только, что в высокий сезон МВД принимает дополнительные меры по обеспечению порядка в районах концентрации туристов, однако эти усилия властей затрагивают всех жителей соответствующего района, а не только туристов.

Что же касается таких популярных у туристов стран, как, скажем, Египет, Тунис, Турция, то и там на отдыхающих распространяются все нормы гражданского права, правда, с весьма существенной спецификой, касающейся норм поведения в общественных местах. Скажем, в Египте действует полиция нравов, которая задерживает нарушающих мусульманские правила повседневного поведения. Но, к счастью, она не действует в туристических местах на берегу Красного моря.

Подготовили Павел Голуб, Андрей Степанов

   адреса власти

Московская городская Дума
127994, г. Москва,
ул. Петровка, д. 22
(495)957-03-30
Email: spravka@duma.mos.ru