Как ни странно, но до сих пор, по словам одного из авторов инициативы, председателя думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, "дорожное хозяйство оставалось одной из немногих отраслей в стране, не имеющей единого федерального законодательного акта".
Попытки узаконить дороги со всеми их колдобинами и новыми способами решения старых проблем, правда, предпринимались. Вот и правительство 11 апреля нынешнего года предложило депутатам Госдумы свой вариант. Однако он касался только автомобильных платных дорог. Законопроект уже стоял в плане одного из майских пленарных заседаний нижней палаты. Но за три дня до первого чтения был отозван.
На Охотном Ряду не скрывали, что причина такого "дорожного поворота" связана с приближением очередных парламентских выборов - народ, дескать, не поймет, почему власть занимается только платными автодорогами - для избранных. Поэтому законопроект и затормозили. Хотя своей актуальности он не потерял, поскольку в разных российских регионах уже появляются проекты создания платных дорог и немало россиян готовы к "разумной оплате" проезда по автомобильным дорогам, имеющим более высокий уровень сервиса и позволяющим экономить время. И всему остальному народу польза - при условии, что платные автотрассы не заменят бесплатные, а будут улучшенным дополнением к ним. Это позволит расширить дорожную сеть без лишней траты бюджетных денег. Наоборот, платные дороги смогли бы стать дополнительным источником доходов для государственной и местной казны.
И авторы нового законопроекта об автомобильных дорогах не отказываются от идеи платных дорог. Но реализуется она в отдельной главе внутри общего закона, который, как объяснил Мартин Шаккум, устанавливает единые правовые основы деятельности, связанной с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управлением ими. "Нормы законопроекта позволяют упорядочить отношения в дорожной отрасли, что в свою очередь создаст условия для эффективной эксплуатации и развития дорожной сети на всех уровнях, а также для привлечения инвестиций в дорожную отрасль Российской Федерации", - сказал Шаккум.
"Эксплуатация автомобильной дороги на платной основе, - подчеркнул глава профильного комитета, - возможна только в случае принятия соответствующего решения уполномоченным органом госвласти или органом местного самоуправления. Законопроект подробно описывает содержание решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе. В числе основных требований к решению - точное и подробное описание бесплатного альтернативного проезда и требований к нему, определение срока действия решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе. Это позволит в полной мере обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на свободу передвижения".
Шаккум также отметил, что в законопроекте установлено требование о том, что платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.