Федеральная таможенная служба совместно с железными дорогами России и администрациями субъектов Федерации ограничат перечень пунктов, на которых может осуществляться фактический контроль за экспортом лесоматериалов. Об этом объявлено в конце мая в ходе выездного заседания коллегии ФТС России в Томске. Решение сократить упомянутый перечень обусловлено, с одной стороны, высокими объемами нелегального вывоза разнообразного лесосырья из России, что называется, по всем азимутам. Но с другой - так как речь идет об ограничении станций, где фактически отслеживается лесоэкспорт, - его товарные и стоимостные объемы могут увеличиться.
По данным таможенной статистики, в 2006 году экспорт древесины и изделий из нее составил 6,64 миллиарда долларов, а в 2005-м - 5,69 миллиарда. В 2005-2006 годах продолжилась тенденция к увеличению количественных и особенно стоимостных объемов экспорта леса и лесоматериалов. Аналогичная ситуация сложилась в экспорте обработанных лесоматериалов: прирост экспорта в стоимостном выражении составил примерно 122 процента. А в физическом объеме - 107,9 процента. Такая тенденция продолжается в 2007 году, причем в последнее время наиболее быстро растет нелегальный экспорт древесины по демпинговым ценам. Потому и решено сократить в РФ количество станций, осуществляющих лесоэкспортные перевозки.
Для дальнейшего усиления таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов в 2005 году в Иркутской таможне начат эксперимент по таможенному контролю необработанных лесоматериалов с применением системы электронного поштучного учета лесоматериалов. Суть в том, что решение о применении упрощенного порядка декларирования необработанных лесоматериалов принимается с учетом наличия у участника ВЭД (внешнеэкономической деятельности) системы электронного поштучного учета. Она предусматривает, что на каждое бревно крепится бирка из особо прочной пластмассы, содержащая в электронном виде полную информацию: индивидуальный номер, физические размеры, объем, сортность и прочие характеристики бревна. Из этих данных затем формируется доступная таможенным, налоговым, правоохранительным и иным надзорным органам электронная информационная база, в которой отслеживается, в частности, передвижение лесотоваров.
Проводимый эксперимент дал положительные результаты, в частности - повышение качества таможенного контроля при снижении затрат, отсутствие нарушений таможенных правил в отношении маркированных лесоматериалов и увеличение средней загрузки вагонов с лесоматериалами с 70 до 85 кубометров. В результате средний платеж с одного транспортного средства вырос с 356 долларов в 2005 году до 415 долларов в 2006 году, а в 2007-м, по экспертным прогнозам, он достигнет 430-440 долларов. Декларирование маркированных лесоматериалов продолжается на Иркутском, Нижнеудинском, Ангарском и Усольском таможенных постах, намечено оно и на Братской таможне.
Правонарушения, связанные с экспортом леса и лесоматериалов, в основном выражаются в недекларировании и недостоверном декларировании товаров, несоблюдении валютного законодательства, а также в игнорировании запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории РФ. Так, в 2005 году по фактам незаконного экспорта лесопродукции таможенными органами возбуждено 82 уголовных дела и 3720 дел об административных правонарушениях (АП), в 2006 году - 97 уголовных дел и 3282 дела об АП, а только за I квартал 2007 года - 36 уголовных дел и 678 дел об АП.
В принципе сокращение числа пунктов контроля экспорта леса и максимальное приближение их к местам лесозаготовок, по мнению специалистов ФТС и Рослесхоза, позволит усилить контроль за лесозаготовками, экспортом этой продукции и эффективнее предотвращать нелегальный вывоз лесотоваров. Между тем Россия уже который год занимает одно из первых мест в мире не только по темпам роста экспорта лесного сырья - легального и нелегального, но и по темпам роста импорта продуктов глубокой переработки.