ФНС повысила вдвое "плату" за вход в клуб крупнейших налогоплательщиков

ФНС удваивает показатели отнесения компаний к категории крупнейших налогоплательщиков. Соответствующий приказ 16 мая подписал глава налоговой службы Михаил Мокрецов. В конце мая он был официально обнародован.

Минфин заранее предупреждал о грядущем "удвоении". Необходимость подобного решения представители финансового ведомства объясняли тем, что показатели компаний, достаточные для перевода в специнспекции, не менялись с 2001 года, когда было положено начало системе специализированных инспекций. И с тех пор круг крупнейших налогоплательщиков неоправданно расширился.

Это в свою очередь привело к сокращению возможностей для тщательного контроля. "Сохранение критериев в нынешнем виде может привести к тому, что количество таких компаний станет исчисляться в тысячах, это не может не влиять на качество налогового администрирования",- считают в минфине. В связи с чем и был подготовлен приказ об увеличении критериев.

Решение повысить "плату" за вход в клуб крупнейших налогоплательщиков выглядит оправданным и с точки зрения логики. Налоговые поступления за последние пять лет увеличились в три раза, а инфляция составила за этот же период 75 процентов.

Напомним, что условиями отнесений к крупнейшим налогоплательщикам в России считаются показатели финансово-экономической деятельности компаний. Сейчас под особый контроль попадают организации, чья выручка и активы составляют свыше 10 миллиардов рублей, налоговые начисления -свыше 1 миллиарда рублей. Причем достаточно уже одного из названных критериев.

Для предприятий алкогольной отрасли, связи и транспорта и эти показатели ниже и составляют соответственно 300 миллионов и 50 миллионов рублей. Это касается крупнейших налогоплательщиков федерального уровня. Есть еще и крупнейшие налогоплательщики регионального уровня, к которым отнесены компании, имеющие объем налоговых начислений от 75 миллионов до 1 миллиарда рублей, а выручку и активы - от 1 миллиарда до 10 миллиардов.

Кроме того, компании, которые по критерию взаимозависимости могут оказывать влияние на экономическую деятельность крупнейшего налогоплательщика, также попадают в эту категорию.

В соответствии с новым приказом ФНС показатель выручки и активов для крупнейших налогоплательщиков федерального уровня увеличивается в два раза - до 20 миллиардов рублей. Для крупнейших налогоплательщиков регионального уровня эти показатели теперь установлены в пределах от 1 миллиарда до 20 миллиардов рублей.

При этом отраслевые критерии для компаний, работающих в сфере связи и транспорта, практически не меняются. Объем начислений федеральных налогов у крупнейших налогоплательщиков федерального уровня должен быть свыше 300 миллионов рублей и свыше 50 миллионов рублей соответственно, у налогоплательщиков регионального уровня - от 75 миллионов до 300 миллионов рублей (связь) и от 30 миллионов рублей до 50 миллионов рублей (транспорт).

Новые критерии больше не предусматривают отраслевых показателей для предприятий алкогольной и табачной промышленности. Но одновременно вводятся специальные показатели деятельности кредитных, страховых компаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В частности, на федеральном уровне предполагается администрировать компании ОПК, у которых сумма контрактов по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 27 миллионов рублей в год или сумма поступлений по экспортным поставкам стратегической продукции превышает 20 процентов от выручки. К таким налогоплательщикам могут быть также отнесены предприятия, у которых среднесписочная численность работающих составляет свыше 100 человек или доля государства - свыше 50 процентов.

К кредитным и страховым компаниям, подлежащим администрированию на федеральном уровне, отнесены организации, у которых суммарный объем начислений федеральных налогов составляет более 300 миллионов рублей. Для банков вводится отдельное условие по размеру чистых активов на конец года - они должны быть не менее 25 миллиардов рублей. Для страховых компаний установлен критерий по сумме страховых премий за отчетный период, которая должна быть не менее 2 миллиардов рублей. Компании относятся к категории крупнейших исходя из показателей финансово-экономической деятельности за любой год из трех предшествующих, не считая последнего отчетного года. При этом статус крупнейшего налогоплательщика сохраняется в течение трех лет после того, как компания перестала удовлетворять этим условиям.

Приказом также расширяются функции межрегиональной инспекции N 3, которая будет осуществлять налоговый контроль за крупнейшими компаниями в сфере основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности. До сих пор эта инспекция контролировала деятельность только компаний алкогольной и табачной отраслей. Сейчас ее функции расширяются.

Напомним, что предприятия, отвечающие названным критериям, находятся на особом счету и состоят на учете в специализированных инспекциях. Сейчас таких инспекций девять: по нефти, газу, алкоголю, табаку, электроэнергетике, металлургии, связи, транспорту и машиностроению, банкам и страховым компаниям. Предполагается создание еще одной инспекции, которая будет работать с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Это позволит охватить практически все сферы деятельности.

Согласно данным на конец 2005 года, таких компаний на учете в межрегиональных налоговых инспекциях состояло более 500. Доля крупнейших плательщиков в общем объеме начислений по федеральным налогам и сборам составляет 77 процентов. В то же время крупнейшие налогоплательщики, состоящие на налоговом учете в межрегиональных инспекциях, обеспечили 46 процентов от начислений.

Разработка системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков предусматривалась Федеральной целевой программой развития налоговых органов на период до 2004 года. А его правовая основа прописана в Налоговом кодексе, в соответствии с которым ФНС предоставлено право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, что соответственно включает в себя и право определения места постановки на учет. Так, большая часть инспекций находится в Москве, а две "прописаны" в Санкт-Петербурге. Туда же предполагается отнести и новую инспекцию по предприятиям "оборонки".