Сегодня в Липецке открывается первое предприятие первой особой экономической зоны (ОЭЗ) России. Накануне этого знаменательного события гостем "делового завтрака" в Черноземном представительстве "РГ" стал руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ по Липецкой области (РосОЭЗ) Владимир Лаврентьев.
Российская газета: Владимир Васильевич, собственно говоря, что за птица - первая ласточка ОЭЗ "Липецк": чем интересно это предприятие? И что последует за ним?
Владимир Лаврентьев: Завод по производству облегченной стеклянной тары, предназначенной для пищевой и медицинской промышленности, возведен всего-навсего за девять месяцев. Это - самое высокотехнологичное предприятие подобного профиля в стране. До конца года завод выйдет на проектную мощность - под миллиард бутылок в год, а управляться со всей этой махиной будут порядка 250 человек.
В тот же самый день, когда разрезаем ленточку у пускового пульта этого предприятия, мы закладываем камень на месте строительства уже другого завода - по производству биоэтанола - первого в России. Надеюсь, что такая непрерывность в переходе от одного объекта к другому станет доброй традицией нашей ОЭЗ. Уже в сентябре планируется запуск производства холодильных испарителей и конденсаторов на итальянском предприятии; а на стройплощадку, образно говоря, просится завод по производству сэндвич-панелей и строительных материалов. Мы определились с самого начала, что будем в ОЭЗ развивать кластеры двух-трех направлений: машиностроение, производство "белой техники", самые высокие технологии. Так и делаем. У меня есть уверенность, что среди наших резидентов будет и Российский центр нанатехнологий.
РГ: Сейчас из четырех резидентов ОЭЗ - лишь один зарубежный. Хотя, как известно, с иностранными инвесторами ведется немало переговоров. Что их смущает?
Лаврентьев: Есть тревожные как для нас, так и для резидентов вопросы, связанные с таможенными процедурами. Президент страны еще в апреле прошлого года при обсуждении этой темы говорил, что надо сократить таможенные требования в ОЭЗ до минимума, упростить процедуру таможенных оформлений. Пока этого не происходит. Так получилось, что сам закон об особых экономических зонах был ориентирован на экспорт товарной продукции. А первые резиденты пришли, ориентируясь на российский рынок. Исходя из этого, требования таможенных органов чересчур высоки, хотя в последнее время и есть послабления. Но остаются противоречия, которые вызывают опасения у возможных резидентов, не только иностранных. Надеюсь, снять эти моменты удастся в разговоре с представителями Федеральной таможенной службы, который на днях состоится в Липецке с участием специалистов нашего Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и моих коллег из ОЭЗ Дубны и Зеленограда. В частности, мы намерены обсудить нынешние условия вывоза товара, производимого на территории ОЭЗ, для реализации на территории России. К примеру, продукция стекольного завода главным образом реализуется внутри страны, а на свою продукцию они вынуждены будут набавлять таможенную пошлину - 9-10 процентов. Я считаю, надо упростить процедуру, внести изменения в закон. Получится ли - время покажет. Надеюсь, подпишем протокол, который ляжет в основу совместных дальнейших действий РосОЭЗ и ФТС.
РГ: Есть ли еще проблемы, решение которых тоже требует изменений в нормативной базе?
Лаврентьев: Мы предложили несколько поправок в законодательство. Например, чтобы вернуть 18 процентов НДС нашим резидентам, по существующему законодательству налоговая инспекция должна провести камеральную проверку в течение трех месяцев. На этот срок практически средства компании замораживаются, что негативно сказывается на ее партнерах, в первую очередь - строителях. Для сокращения этого неудобства для резидентов ОЭЗ, срок камеральной проверки можно сократить до одного месяца. Такое изменение, думаю, следует внести в Налоговый кодекс. К тому же, упрощение таможенных процедур также надо обязательно оформить законодательно, иначе они и дальше будут мешать привлечению новых инвесторов.
Однако, и в процессе повседневной работы удается распутывать многие правовые узлы. Так, сняты вопросы по аренде земли. Резиденты теперь могут в более сжатые сроки оформить и зарегистрировать право на аренду земельного участка при начале строительства и его выкуп после окончания строительства. И другие проблемы так или иначе решаются. Скажем, итальянская компания была признана резидентом, начала строительство, а возврат НДС ей не осуществлялся. Компания вынуждена была подать иск, и он был удовлетворен. Сегодня налоговая инспекция приняла решение суда к исполнению. Или, на мой взгляд, не совсем верным было требование к нам таможенной службы об ограждении забором территории ОЭЗ по всему периметру. Тем не менее, до сентября первые 183 гектара мы огородим. Как и в любом деле, в освоении ОЭЗ нужна "обкатка". На опыте первых двух предприятий мы выявили "узкие места". Постараемся их скорректировать. Тем, кто пойдет следом, будет проще.
В день пуска завода облегченной стеклянной тары закладывается первый камень в основание другого - по производству биоэтанола - первого в России
РГ: Вас устраивают темпы развития ОЭЗ "Липецк"?
Лаврентьев: В мировой практике резиденты в ОЭЗ производственно-промышленного типа появлялись на второй-третий год. У нас резиденты пришли уже через 16 месяцев после юридического образования зоны. Сказалось то, что мы в регионе эти планы экономической зоны вынашивали за три-четыре года до того, как решение было принято на федеральном уровне. Мы были готовы, поэтому зашагали быстрее, чем принято. Высоким темпам развития ОЭЗ способствует взаимопонимание между всеми уровнями и структурами власти. Этому содействует и наблюдательный совет ОЭЗ, председателем которого является глава администрации Липецкой области.
РГ: На какой результат вы рассчитываете в итоге?
Лаврентьев: На первом этапе, к 2009 году, будет построено не меньше двадцати предприятий, на которых найдут работу до пяти тысяч человек. А к 2012 году мы освоим зарезервированную площадь ОЭЗ уже на девять десятых: тут расположится до полусотни заводов, а объем инвестиций выйдет на 250-300 миллиардов рублей. Здесь трудоустроятся десять тысяч человек. Из мирового опыта известно, что одно рабочее место в ОЭЗ создает, как минимум, 4-5 рабочих мест вне экономической зоны.
РГ: Хватит ли энергетических ресурсов, чтобы насытить такую прорву "свежих" промышленных мощностей? Да и транспортная сеть такому обширному хозяйству, видимо, нужна соответствующая?
Лаврентьев: С энергоресурсами мы балансируем "на краю пропасти": сегодняшних резервов энергии хватит только на четырех нынешних резидентов. Поэтому сейчас мы приступаем к сооружению новой подстанции на 40 мегаватт, чтобы сдать ее до зимы. Таким образом, получим задел по электроэнергии на два-три года. А к середине 2009 года должна дать ток первая очередь крупной ТЭЦ общей мощностью 960 мегаватт. Параллельно будет создаваться социальная инфраструктура. За пять лет будет проложена четырехполосная автомагистраль с акведуками и мостовыми переходами через территорию промзоны и Матырское водохранилище. Восточный обход Липецка разгрузит пригородные трассы и потребует вложений 7,9 миллиарда рублей. Также в государственном бюджете на 2009 год уже запланированы почти 3,5 миллиарда рублей на сооружение международного аэропорта с двумя посадочными полосами. Также предусматривается строительство или модернизация железнодорожной станции и терминалов на территории ОЭЗ и в аэропорту. Кстати, думаю, будет правильно, если в строительство ТЭЦ и железнодорожной станции средства вложат инвесторы. Сейчас рассматриваем вопрос о строительстве троллейбусного пути между городами Липецк и Грязи. Скоро возникнет тема скоростного сообщения между Липецком и Москвой. Было бы важно пустить по маршруту, скажем, Павелецкий вокзал - Грязи, поезд, который преодолевал бы весь путь за 3-3,5 часа.
РГ: А где взять столько специалистов для предприятий ОЭЗ, ведь квалифицированных рабочих в Липецке и сейчас не хватает?
Лаврентьев: По первым двум заводам вообще с кадрами нет проблем. Была нужда только в стекловарах. Но таких специалистов заранее подготовили на головном предприятии в Вологодской области. Базу данных по новым предприятиям мы уже передали в городской центр занятости. До конца года надо подобрать человек 800 для создания трудового резерва. Самые ходовые профессии - слесарь, сварщик, крановщик, оператор ЭВМ. Их готовит наша система профобразования. Также помогает с переобучением служба занятости, кстати, за счет бюджета. Проблемы могут возникнуть года через два-три.
Однако, если на заводах ОЭЗ будут привлекательные рабочие места, то потребность в кадрах, возможно, будет возмещаться за счет ныне действующих предприятий Липецка. На некоторых из них - переизбыток персонала. Пока руководители воздерживаются от сокращений с учетом социальных последствий. Вакансии в ОЭЗ решат эту проблему. Есть излишек рабочей силы и в Ельце. Если пустить электричку, которая будет доходить за 30-40 минут, то люди приедут на работу в ОЭЗ из Ельца. Сейчас такая мобильность трудовых ресурсов в области уже существует.
РГ: Многих липчан беспокоит - как деятельность новых заводов скажется на экологическом благополучии региона?
Лаврентьев: Любое строительство возможно только после заключения экспертизы и положительного вердикта соответствующих государственных органов. Такое разрешение получат те, кто, не будет производить выбросы вредных веществ в атмосферу или сведет их до минимума. Знаю точно, что к ним относятся и стекольный завод, и строящееся итальянское предприятие. Мы предусмотрели строительство в ОЭЗ и ливневой канализации, и канализационной насосной станции. Рассматриваем возможность закупить финскую технологию очистки, чтобы в прошедшей через нее воде даже рыба чувствовала себя прекрасно. Стараемся, чтобы экономического освоение этой территории было благотворным для нынешнего и будущих поколений липчан.
РГ: Планы развития ОЭЗ - грандиозные. Каких бюджетных инвестиций потребует их реализация?
Лаврентьев: В ближайшие три года как из областного так и федерального бюджета должны получить более чем 5,1 миллиарда рублей - до конца 2009 года. Основные затраты предвидятся в 2007-2008 годах - по 2,3 миллиарда рублей. Выходит, на один вложенный бюджетный рубль - никак не меньше семи-восьми рублей частных инвестиций.