Глава ЦИКа Владимир Чуров знает, сколько "стоят" депутаты

Председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров, побывавший на "Деловом завтраке" в "РГ", считает: если избиратель не исполнил свой долг, значит, на то были объективные причины.

Российская газета | Владимир Евгеньевич, два с половиной месяца назад в ЦИКе прошла ротация. Что изменилось?

Владимир Чуров | Никаких потрясений ни в аппарате Центризбиркома, ни в нашей работе не было. Да и ротация была небольшая. Вот четыре года назад ЦИК обновился наполовину. Восемь лет назад еще больше. А сегодня в комиссии всего треть новых членов. Люди пришли опытные, избирательные процессы знают профессионально - два депутата Госдумы, один член Совета Федерации, замначальника Управления самого ЦИКа, руководитель Российского общественного института избирательного права, руководитель аппарата Общественной палаты. И это позволило нам уже в апреле, на выборах Заксобрания объединенного Красноярского края использовать кое-что новое.

РГ | Например.

Чуров | Первая новинка - это взаимодействие в "треугольнике", т.е. трехстороннее сотрудничество партий, правоохранительных надзорных органов и избиркомов накануне и в день голосования. К этому сотрудничеству подключились и общественные организации. Это прежде всего Российский фонд "Свободные выборы", организовавший "горячую линию", по которой поступала, как всегда, масса жалоб. Примерно половину составляли просто вопросы: "Где расположен мой участок?", "Могу ли я расписаться за слепую бабушку?" Поскольку "горячая линия" была оснащена достаточной информационной базой, она сама отвечала на вопросы, не загружая ими избиркомы.

А вот жалобы, которые люди, дежурившие на "горячей линии", признавали обоснованными, сразу направлялись или в правоохранительные органы, или в избиркомы. И в течение часа как правило меры по этим жалобам принимались. Четыре члена ЦИКа, участвовавшие в этом эксперименте, выезжали по наиболее острым сигналам на те участки, где возникали конфликты. Ясно, что в декабре не хватит членов ЦИКа на все регионы. Но мы готовим других людей, чтобы оперативно на месте решать возникающие проблемы.

РГ | И каков результат красноярского эксперимента?

Чуров | Все семь партий, в том числе две, не прошедшие в краевой парламент, подписали протокол о том, что признают выборы справедливыми и честными. Если бы нам удалось достичь такого результата в декабре, я был бы счастлив.

РГ | На каждых выборах находится немало тех, кто хотел бы проголосовать, но по разным причинам не смог: кого-то в список не включили, кому-то урну домой не принесли.

Чуров | Совершенно верно.

РГ | Можно ли исключить подобные ситуации?

Чуров | Одно из главных направлений нашей работы связано с повышением явки. Мы сейчас говорим с вами о, так сказать, "спящей" категории избирателей. Условно "спящей". Они, конечно, не спят. А по объективным причинам, когда не созданы комфортные условия для голосования, не приходят на избирательные участки, хотя и хотели бы прийти.

Например, новоселы. Для декабря, когда традиционно происходит сдача новых домов, это особенно характерно. Люди заселяются, делают ремонт, перевозят мебель. По старому адресу они уже не живут, по новому адресу они еще не зарегистрированы. Поедут голосовать через весь город только самые сознательные.

Мы сейчас разрабатываем с экспертами миграционной службы схему, которая эту проблему решит. Возможно, удастся избирателей-новоселов в ускоренном порядке зарегистрировать по новому месту жительства.

РГ | Обгоняя закон?

Чуров | Нет, все только в пределах закона. Это железное правило. Закон не обсуждается, закон исполняется. Никаких там - "вот, если бы такую поправочку внести, нам было бы легче, давайте попробуем". На все это наложено табу. Закон исполняется. Другое дело, что он должен исполняться наиболее разумным и лучшим способом.

Есть и другой вид "спящих" избирателей. Это те, кто имеет регистрацию в одном субъекте Федерации, а живет постоянно на территории другого. На декабрьских выборах, да и на президентских тоже, когда создается один федеральный округ, любой избиратель может проголосовать где угодно по открепительным талонам. Но изначально он будет внесен в списки по месту постоянной регистрации. К примеру, немало москвичей, петербуржцев постоянно живут на дачах в Подмосковье, в Ленинградской области.

Глава Московского избиркома Валентин Горбунов считает, что в столице примерно 300 тысяч таких избирателей. По Петербургу, говорят, даже больше. Я встречался с губернатором Ленобласти Валерием Сердюковым, он считает, что у него живут 500 тысяч питерских дачников.

РГ | Это зимой?

Чуров | Да, зимой. Кстати, это характерно не только для Москвы и Санкт-Петербурга, но и для таких крупных российских городов, как Новосибирск, Екатеринбург. Избирателей-дачников мы взяли на заметку. И, думаю, до 1 августа, вместе с миграционной службой, с губернаторами обязательно найдем решение проблемы.

РГ | Но есть еще те, кто в пути в день голосования. Или такие вечные скитальцы, как лица без определенного места жительства.

Чуров | Проблема тех, кто в пути, действительно есть, она требует дополнительного изучения с тем, чтобы обеспечить необходимые процедуры и гарантии для голосования этой категории граждан. Например, так: командированных и других путешественников, которые едут поездом, заранее будут оповещать, на каких узловых станциях для них откроются избирательные участки, где можно проголосовать по открепительному талону. Важно только, чтобы они не забыли его взять. Им будут напоминать - по той же схеме, как по радио сообщают о пробках на дорогах или об оптимальных маршрутах движения по Москве, так и мы будем в эфире, размещать свою информацию.

А для тех, у кого нет прописки вообще, создаются специальные участки для голосования. Мы увеличим число таких участков. Прежде всего в Москве, Петербурге и в других крупных городах.

Р Г| Но есть еще и студенты.

Чуров | И о студентах не забыли. Понимаем, общежитий для всех не хватает. Иногородние студенты живут на квартирах у бабушек. Те их не регистрируют, чтобы не платить налог. И так далее. Будем вместе с ректоратами эту проблему решать.

РГ | И сколько же избирателей, по вашему мнению, не приходит голосовать "по объективным причинам"?

Чуров | По подсчетам, от десяти до пятнадцати процентов от всего избирательного корпуса. Они не голосуют не по политическим мотивам, а чисто по техническим. И если мы сумеем обеспечить их право на волеизъявление, то явку увеличим на 10-12 процентов.

РГ | То есть ваш прогноз явки в декабре - 60-62 процента?

Чуров | Да. Сейчас, по соцопросам, около 50 процентов избирателей твердо решили в декабре прийти проголосовать. Я прибавлю 10 процентов по нижней границе "спящих". Вот 60 процентов. Цифры взяты не с потолка, они реальны. А если еще партии поработают, будут вести белую пропаганду, а не драться между собой, как бобики, то и больше можно явку получить.

РГ | Но ведь явка-то теперь не важна. Почему вы о ней так печетесь?

Чуров | Для кого не важна?

РГ | Для закона.

Чуров | Отмена обязательного порога явки, который требовалось преодолеть, чтобы выборы состоялись, не имеет ни малейшего отношения к заинтересованности в явке. Любые выборы, как процесс статистический, как процесс социального анализа и волеизъявления, опираются на явку и заинтересованы в увеличении числа проголосовавших. Иначе суть теряется. Смысла нет. И погрешность в результатах очень большая. При низкой явке возрастает вероятность случайных отклонений. Сейчас уже все серьезные партии убеждены в этом.

РГ | А "несерьезные" будут надеяться на административный ресурс?

Чуров | Во-первых, надо четко понимать, что на предыдущих выборах, в том числе и на региональных мартовских и апрельских, и на парламентских выборах 2003 года, вовсе не одна партия пользовалась административным ресурсом. Я не хочу называть сейчас партии. Но вполне очевидно, что несколько партий обладали и в 2003 году, и раньше, и сейчас административным ресурсом, который использовался тем грубее и тем очевиднее, чем ниже уровень власти. На уровне района - в большей степени, чем на уровне области или города.

На федеральных выборах административный ресурс применяется, как правило, в меньшей степени. И в декабре, я думаю, использование административного ресурса в виде прямого давления на избиркомы, будет исключено. Судебные процессы, которые прошли по итогам мартовских выборов, это всем продемонстрировали.

РГ | И как наказали тех сотрудников участковых избиркомов, которые не сопротивлялись давлению?

Чуров | В административном порядке. Для председателя участковой комиссии штраф три тысячи рублей, это не то, что для депутата Госдумы три тысячи рублей. Это гораздо более существенно.

РГ | Кстати, о депутатах. Некоторые из них уже публично жалуются, что им, чтобы избираться, требуются большие деньги...

Чуров | Я вам скажу, сколько. У меня есть все "расценки" по 2003 году. "Родине" один депутат "стоил" 5 млн. 120 тысяч, ЛДПР - 3 млн. 870 тысяч, "Единой России" - 1 млн. 890 тысяч, КПРФ - 1 млн. 710 тысяч рублей.

РГ | Слишком маленькие цифры.

Чуров | Это эффективность использования избирательных средств партий. Затраченные деньги разделены на количество избранных от партий депутатов. Каждая партия обладает правом сформировать свой избирательный фонд. И внести в него сумму, в настоящее время не превышающую 400 млн. рублей. А раньше было 250 млн. Законодатель учел инфляцию. Но, кроме того, введена новая норма, которая позволяет каждой партии в том или ином субъекте Федерации сформировать еще региональные фонды. В зависимости от численности местной организации они могут составить от 6 до 30 млн. рублей. В таком случае максимальный совокупный размер расходования средств политической партии в декабре может превысить 1 млрд. рублей. Более чем достаточно. Дай бог, чтобы партии могли приблизиться к верхнему барьеру. Ведь далеко не все кандидаты - это олигархи. И далеко не все спонсоры партий олигархи.

За миллиард рублей можно всю страну сверху донизу оклеить плакатами. Особенно если пользоваться услугами местных политтехнологов, а не московских.

Затраты кандидатов должны укладываться в эти цифры. Все остальное - от лукавого. Я не буду отрицать, что часть кандидатов, которые включаются в списки, каким-то образом участвуют в этом легальном, открытом и явном финансировании разрешенных законом фондов. Но, чтобы платили за место в списке... Это сомнительно. Я никогда не платил.

РГ | Вам нравится ваша работа? Вы не жалеете, что сдали депутатский мандат?

Чуров | Нравится. Потому что я теперь снова работаю в графике с 8.30 до 9 вечера. Как я работал в Смольном.

РГ | Когда вы переехали в новый кабинет, что вы там прежде всего изменили?

Чуров | Ничего.

РГ | Вообще ничего? Даже штору?

Чуров | Ничего не менял. Кабинет большой, чистый, удобный. Для работы пригоден. Уставил его скульптурными потретами Петра Первого. Поскольку стенки чистенькие, ни одного крюка в них нет, там ни одного портрета не висело. Висит большая географическая карта России - такая объемная. И маленькая гравюра - вид Кремля ХIХ века. Тоже от моего предшественника осталась. И большой Герб России.

РГ | А портрет Путина?

Чуров | Нет. Не было.

РГ | Вас считают человеком Путина. Это не мешает вам быть независимым председателем ЦИКа?

Чуров | Нет, не мешает.

РГ | А почему Петр Первый, ведь его не назовешь демократом...

Чуров | Петр - это отец русской демократии европейского толка. Это я вам, как петербуржец, говорю. Хотя на самом деле у меня мама москвичка. И Москва для меня совсем не чужой город. Мои родные места - Красная Пресня и Протока.

блицинтервью

Когда можно будет голосовать по Интернету?

РГ | Фасильсификация результатов выборов - это реальность или миф?

Чуров | Это абсолютный миф.На муниципальных выборах, на отдельных избирательных участках бывают нарушения. Но это число на уровне сотых долей процента всех избирательных участков в России. Ошибки на уровне комиссии субъекта Федерации и на уровне ЦИКа в принципе невозможны.

РГ | Депутаты теперь избираются по пропорциональной системе. А кто будет представлять в Думе интересы беспартийных россиян?

Чуров | В нынешнем законе предусмотрено, что в течение трех дней со дня объявления выборов каждый гражданин России, в том числе беспартийный, может предложить себя для включения в список любой из участвующих в избирательной кампании партий. И как раз сейчас мы разрабатываем рекомендации партиям, как детально они должны рассматривать эти кандидатуры. Потому что иначе этот гражданин, будучи неудовлетворен решением партии, может подать иск против нее. Это очень демократичная норма. Но она требует четкой процедуры и четкого контроля со стороны ЦИКа за ее исполнением.

РГ | Как голосовать человеку с плохим зрением?

Чуров | Одна новинка будет. Мы полагаем, что все участки, по крайней мере подавляющее большинство, будут иметь инструкцию по голосованию, набранную по методу Брайля. Закон позволяет слабовидящему человеку прибегать к услугам помощника, ассистента, другого избирателя, но не члена избирательной комиссии, не наблюдателя, не уполномоченного от партии. Прочитав инструкцию заранее, человек будет знать, что его не обманывают.

РГ | Когда можно будет голосовать по Интернету или мобильному телефону?

Чуров | В этом вопросе я консервативен. Сомневаюсь, что нам надо внедрять такие способы голосования. У нас сейчас есть реально 50 комплексов электронного голосования, которые уже были проверены в деле. Но остаются вопросы, насколько эффективна эта техника, влияет ли она на явку избирателей. В Европейском сообществе на этот счет тоже мнения разные.

Адреса власти

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: 109012, Москва, Б. Черкасский переулок, д. 9.

Телефон для справок: (495) 606-79-57.

Политические партии, которые могут участвовать в выборах депутатов Госдумы пятого созыва

Глава Центризбиркома Владимир Чуров полагает, что России нужен Избирательный кодекс