Инвестиционные проекты перебросят на Сочинский форум

Закончился Петербургский экономический форум, который удивил даже организаторов. Мы не думали собрать столько денег и получить столь четкие гарантии от западного бизнеса в том, что наша страна идет правильным курсом.

Страшилки не сбылись

Сначала - о том, чего на форуме не было, хотя все уверяли: будет. Петербург выдержал. Город не погрузился в кромешные пробки. Форум не стал актом самолюбования. Было подписано в 13 раз больше контрактов, чем год назад.

Форум доказал прочность: внезапный отказ приехать бывшего вице-президента США Альберта Гора (как сетовал г-н Греф: "...он даже не позвонил; так не делают") был мгновенно компенсирован встречами с лидерами СНГ.

Нашествие денег

В первую ночь организаторы подсчитали суммарное состояние лиц, танцевавших на теплоходе "Виктория" (кстати, надпись Tallinn на судне никто и не думал замазывать). Вышло 38 миллиардов долларов. На вторую ночь (пели "Ландан бит" и "Джипси кингз") - 60. Это просто на палубе, а так-то Петербург вместил в себя примерно половину мирового ВВП. Кое-что осталось из этого и в России.

Думали, что на 4 миллиарда долларов инвестиционных контрактов подпишут. Вышло, что на 13,5 миллиарда. В прошлом году даже миллиард не дотянули. Из них 4 миллиарда - это прямые иностранные вложения, остальное - Инвестфонд и собственные средства российских компаний.

Всего проектов четыре. "Урал Промышленный - Урал Полярный" - это две железнодорожные ветки к месторождениям северной части Урала. Проект развития юга Якутии - это 40 тысяч рабочих мест и удвоение с лихвой ВРП региона. Наконец, продолжается строительство новой трассы между столицами, а из Питера откроется движение скоростных поездов на Хельсинки.

Запад играет серьезно

Могучий "Боинг" подписал соглашения с "Аэрофлотом", Объединенной авиастроительной корпорацией и "Сухим". С 2014 по 2016 год "Аэрофлот" получит 22 самолета новой серии 787 Dreamliner, то есть "Лайнеры мечты". Важнее, что "Боинг" вместе с "Сухим" и объединенными авиастроителями будет творить новый российский лайнер Sukhoi Superjet-100.

"Пежо Ситроен" будет делать завод в России, но пока не решил, где (выбор - из четырех областей, а чтобы губернаторы не интриговали, французы все засекретили).

С заводом "Вольво" в Калужской области ясность полная: его не так давно г-н Греф презентовал на местности, а в Питере стороны подписали формальное соглашение. Подписана и бумага о строительстве завода "Судзуки" неподалеку от Питера. Соседями японцев окажутся "Дженерал моторс" и "Тойота", а "Судзуки" вложит в стройку 115 миллионов долларов, создав 500 рабочих мест - ну, чисто русский Детройт (в его лучшие времена). Собирать там будут Grand Vitara - иные называют его "лучшим в мире внедорожником".

"Самсунг" подписал соглашение о строительстве завода все в той же Калуге, а "Пепсико" будет жарить чипсы в Ростовской области.

Жалко, что никто не считал общего числа рабочих мест, которые будут созданы по всем этим и другим соглашениям. Думаю, что речь идет о сотне тысяч мест как минимум.

Есть ли риски?

Тема политических рисков в последнее время стала модной. Западный бизнес начиная с апрельского форума в Лондоне принялся уверять, что ему в России очень хорошо, а сама тема изрядно подраздута разного рода экспертами.

В Питере это проявилось в разы ярче. Нет, никто не хочет сказать, что наши лучшие эксперты, работавшие на форуме, были неправы. А они говорили, что рост экономики потребует новых политических институтов. Но кто утверждает, что Россия не готова к трансформации? Ленты всех агентств обошло высказывание старшего вице-президента "Экономист Групп" Дэниэла Торнели, который, познакомившись с первыми вице-премьерами Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым, заявил: если один из них станет президентом, можно не беспокоиться. Но он говорил много чего еще: "Я смотрю, многие выжили (недоумение в зале. - Е.А.) Вас ведь должны были расстрелять в отелях еще ночью. На 96 процентов то, что говорят о России, - барахло. Бизнес в России - лучший для наших клиентов. Я хочу отмыть Россию в ваших глазах. Ваш рынок дает премиальные цены... И вообще, средний русский умнее среднего американца".

И если с последним пассажем получился явный перебор, в остальном кто поспорит: один из проектов, на которые сослался этот воротила, в Германии принес 16 миллионов евро прибыли, в России - 90.

Сочи, сентябрь

Повторит ли город на Неве такой успех еще раз? Г-н Греф как-то не сильно скрывал, что в будущем году он уже не будет ни министром, ни организатором. "Но нас с Владимиром Владимировичем пригласят", - уверен он. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко поспешила акцентировать: "Ну, у меня-то позиция прочнее, мои полномочия продлены до 2011 года, так что приглашу".

А пока г-н Греф намерен сделать одну очень важную вещь. Отныне форум меняет формат: все инвестиционные проекты будут переброшены на Сочинский форум, оставив Питеру "чистую экономику".

Сказать после форума, что у нас прямо-таки какая-то не такая экономическая политика, язык вряд ли повернется. Семь лет - не псу под хвост, хотя ведь из руин начинали. Да, никто не поручится, что к 2020 году на среднего россиянина из ВВП придется 30 тысяч долларов, а разрыв между богатыми и бедными существенно сократится (половина станет средним классом). Потому что это может случиться и раньше. Или не случиться - но это уж от нас зависит.