Механизм частно-государственного партнерства (ЧГП) позволяет преодолеть ограниченные возможности государства и муниципальных органов по финансированию социальных и инфраструктурных проектов, перенести часть рисков на частный сектор, а также использовать управленческие навыки и опыт частного сектора для повышения качества предоставляемых социальных услуг и увеличения эффективности управления объектами общественной инфраструктуры.
Реализация проектов ЧГП является сложной задачей, успех которой, помимо наличия соответствующей нормативной базы, зависит от правильной оценки экономической обоснованности проектов, а также в не меньшей степени от их верного структурирования и четкой координации работы всех сторон.
Ассоциация менеджеров России (АМР) совместно с Программой развития ООН опросила 176 компаний о рисках и преимуществах работы с государством в рамках ЧГП. Больше всего нареканий вызывают высокий уровень коррупции и избыточная бюрократия (на это указали 38,1 процента опрошенных). На втором месте среди трудностей (31,8 процента) - отсутствие ответственности госструктур за результат и сроки согласований. Бизнес-риски совместных с государством проектов волнуют только четверть опрошенных. Совсем незначительны риски, связанные с протестами населения, общественных и международных организаций (3,4 процента).
В то же время основным преимуществом ЧГП 43,2 процента опрошенных считают возможность привлечения бюджетных средств, а 40,9 процента - доступ к ранее закрытым секторам экономики.
В настоящее время государство на совместные проекты с частным бизнесом выделяет средства из Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании, из федеральных целевых программ и с помощью механизма концессии. Только в 2006 году из Инвестфонда было потрачено 70 миллиардов рублей бюджетных денег. В 2007 году предполагается, что объемы софинансирования увеличатся до 180 миллиардов рублей.
Государство софинансирует частные проекты через Инвестиционный фонд (в 2006 году - 70 миллиардов рублей, в 2007 - 180 миллиардов), Российскую венчурную компанию (РВК, в ее капитал в 2006 году вложено 5 миллиардов рублей, в 2007-м - 10 миллиардов) федеральные целевые программы и механизм концессии.
Риски есть, но часть из того, что для предпринимателей - риски, для государства - реализация его законных интересов, которые должен принимать частный партнер. Например, создаваемые на средства венчурной компании фонды должны вкладывать не менее 80 процентов средств в "стартапы", хотя инвесторам "интереснее" более поздняя стадия развития бизнеса.
Директор Института региональной политики Булат Столяров считает, что главный риск - юридическая необеспеченность механизма ЧГП, затем коррупция, отсутствие независимых судов, политическое влияние на решения, низкий уровень доверия в обществе, низкий уровень проектирования.
Проекты частно-государственного партнерства - это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Типичные проекты ЧГП - строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры (аэропортов, автомобильных и железных дорог, тоннелей, мостов), общественных объектов недвижимости (больниц, школ, музеев), коммунальных сооружений (объектов в сфере канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами.
В проектах ЧГП частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Взамен частный сектор получает от государства оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. В ряде проектов эта оплата (или ее часть) будет получена из доходов от коммерческой эксплуатации объекта.
Использование механизма частно-государственного партнерства для реализации проектов в сфере общественной инфраструктуры, социальных и муниципальных услуг получило широкое распространение во всем мире. В России также началась работа по созданию условий для развития ЧГП, и уже осуществляется ряд проектов на муниципальном, региональном, а также на федеральном уровне (реализация крупномасштабных проектов на основе концессий, финансируемых из Инвестиционного фонда, создание особых экономических зон, технопарков и т.п.).