Опросы предприятий постоянно показывают, что довольно большая доля российской промышленности не имеет на своих рынках сбыта конкурирующего импорта. По оценкам самих производителей (без предприятий электроэнергетики и топливной), около трети из них сейчас не сталкиваются с импортом. По отраслям доля неконкурентных с импортом рынков колеблется от 74 процентов в стройиндустрии до 21 процента в пищевой промышленности и достаточно близка, по крайней мере в ранжировании, к интуитивным представлениям. Таким образом, немалая часть российских предприятий в силу особенностей производимой ими продукции, структуры и качества импорта по-прежнему не конкурирует с последним на своих рынках сбыта.
Качество отстает не везде
В тех случаях, когда отечественным производителям приходится конкурировать с импортом, цены и качество российских товаров могут как превосходить цены и качество импортных, так и уступать им.
Около половины - 53 процента российских предприятий, "имевших дело" с импортом (то есть за 100 процентов принимаются рынки, где имеется конкурирующий импорт), считают его качество примерно равным качеству своей продукции. Больше всего равнокачественных продуктов выпускается у нас в пищевой промышленности - 87 процентов, металлургии - 64 процента и машиностроении - 52 процента. Только 9 процентов российских предприятий оценивают качество своих товаров выше импорта. Максимум таких оценок получен в промышленности строительных материалов - 19 процентов, минимум - в машиностроении - 5 процентов. Последняя цифра выглядит более чем настораживающе. Превосходство импорта по качеству признают 38 процентов российских предприятий. Самые пессимистичные настроения по поводу качества зарегистрированы в химии и нефтехимии, где более качественный импорт преобладает на 57 процентах рынков, в ЛПК (48 процентов) и машиностроении - 42 процента.
Паритет ценовой конкуренции
Что касается цен, то в целом по конкурентным с импортом рынкам обрабатывающих отраслей сложился примерный паритет: на 37 процентов рынков цены импорта выше, на 35 процентов - ниже цен российских товаров. 28 процентов отечественных предприятий считают свои цены примерно равными ценам конкурирующего импорта. Абсолютные "ценовые проблемы" имеют только две отрасли: металлургия и легкая промышленность, где большинство российских предприятий считают цены конкурирующего импорта ниже своих цен. В других обрабатывающих секторах преобладают рынки, где импорт стоит дороже. И только в пищевой промышленности 66 процентов предприятий имеют равные с импортом цены.
Однако соотношение цен и качества российской продукции и конкурирующего с ней импорта показывают, что позиции отечественных производителей на конкурентных с импортом рынках, то есть там, где российским предприятиям обрабатывающих отраслей все-таки противостоит импорт, далеко не так слабы. В пользу такого вывода говорят соотношения оценок цен и качества отечественной продукции и импорта, полученные у самих предприятий.
Почему не страшен импорт
Во-первых, в целом по промышленности на 10 процентов рынков импорт неконкурентоспособен в силу того, что его цены выше или равны ценам отечественной продукции при таком же или более низком качестве ввозимых товаров. Больше всего таких рынков сейчас в пищевой - 17 процентов и машиностроительной (15 процентов) отраслях. Минимум подобных максимально благоприятных в смысле конкурентоспособности рынков имеется в легкой - 5 процентов, химической и нефтехимической - 1 процент - отраслях. Основная часть импортной продукции на этих рынках стоит дороже отечественной при примерно одинаковом качестве изделий.
Во-вторых, большая часть рынков - 35 процентов в целом по обрабатывающей промышленности - имеет адекватное соотношение цен и качества отечественных товаров и ввезенных из-за рубежа. То есть более высокое качество импорта сочетается с более высокой его ценой, равное - с равной ценой и более низкое - с меньшей относительно российских товаров ценой. На таких рынках отечественные товары конкурируют (по соотношению цена-качество) с импортом на равных. С большим отрывом от других отраслей по этому показателю лидирует пищевая промышленность - 54 процента рынков. Иными словами, эта отрасль, имеющая наибольшую долю конкурентных с импортом рынков, вынуждена еще и отстаивать свои позиции в условиях равной борьбы с импортом. Машиностроение, имеющее вторую после легкой промышленности долю конкурентных рынков, борется с импортом на равных в 36 процентах случаев. Еще реже - легкая промышленность - 29 процентов.
При равной конкурентной борьбе импорт чаще имеет более высокое качество и более высокие цены, особенно на рынках химии и нефтехимии, машиностроения и легкой промышленности. А острота конкуренции в пищевой промышленности подчеркивается тем обстоятельством, что "борьба на равных" происходит там в подавляющем числе случаев при примерном равенстве цен и качества.
Когорта отстающих...
В-третьих, неконкурентоспособными признали свою продукцию лишь 22 процента предприятий обрабатывающих отраслей российской промышленности. Лидером этого антирейтинга стала, как и следовало ожидать, легкая промышленность. В этой отрасли 31 процент предприятий согласились (сами!), что выпускаемая ими продукция по качеству хуже или равноценна импорту, но продается по ценам, равным или более высоким, чем импортная продукция. Чуть меньше таких рынков в машиностроении - 26 процентов, химии и нефтехимии - 23 процента. Высокая конкурентоспособность пищевой промышленности подтверждается наличием там только 8 процентов рынков, где отечественная продукция уступает по соотношению цена-качество импорту. Аналогичный процент в металлургии и меньший - в стройиндустрии не так ценны в силу большей защищенности рынков этих отраслей от импорта.
... И авангард оптимистов
Таким образом, российские обрабатывающие предприятия считают, что конкурентоспособно по отношению к импорту около 78 процентов производимой ими продукции. В эти 78 процентов входят рынки, где просто нет импорта, где импорт неконкурентоспособен по соотношению цена-качество и где конкуренция с импортом идет на равных. По отраслям доля таких рынков составляет сейчас от 97 процентов в стройиндустрии до 69 процентов в легкой промышленности.