Как защититься от недобросовестного сотрудника

По мнению С.Д. Сивца, члена-корреспондента Международной академии информатизации, до сих пор отношения между работником и работодателем в нашей стране строятся "по принципу советской Конституции с некоторыми нормами кодекса строителя коммунизма". Сотрудник - "бедный, вечно обиженный крепостной, которого необходимо защищать от всех и всего, в том числе и от работы, а собственно работодатель...- некий монстр".

 

В специализированных и общественных СМИ можно найти сотни материалов о том, как персоналу защитить свои интересы, и буквально единицы публикаций, посвященных отстаиванию позиции противоположной стороны. А ведь как показывает опыт, в результате утечки коммерческой информации, перехода сотрудников к конкурентам именно работодатель несет наиболее ощутимые потери.

Как уберечься от троянского коня

Троянским конем может оказаться любой из ваших сотрудников. Вот почему этап приема человека на работу, наверное, самый важный и ответственный. Существует множество способов проверки персонала - от классических до относительно новых. Давид Аветисян, коммерческий директор фирмы по производству торговых автоматов, считает: "О службе безопасности нам пока думать рано, поэтому мы набираем сотрудников, в частности инкассаторов, по рекомендации друзей и знакомых. До сих пор у нас не было повода усомниться в их благонадежности. Для маленьких компаний - это наиболее подходящий вариант".

Известное кадровое агентство проверяет будущих сотрудников другим способом - собирает информацию о кандидате путем обзвона предыдущих мест работы. По мнению экспертов, "это эффективный метод, позволяющий составить о соискателе целостную картину путем разговора сразу с несколькими людьми".

Как показывает практика, иногда работодатели составляют "черные списки" недобросовестных сотрудников. В частности, у одной из тверских торговых компаний хранятся данные на неблагонадежных продавцов. По мнению ее руководителя Андрея Кизима, не случайно на Западе широко распространена система рекомендаций, которая "защищает работодателя от гастролирующих из фирмы в фирму нечистых на руку сотрудников. Хозяева торговых ларьков и мелких магазинов Твери несут немалые убытки от подобных тружеников прилавка, число которых в последнее время только увеличивается".

Все активнее при поиске нужного работника используется не только человеческий ресурс, но и современные технические достижения. Речь идет о детекторе лжи. Например, при поступлении на службу в Дальневосточное таможенное управление новые сотрудники должны будут пройти тестирование с помощью данного устройства. "Федеральная таможенная служба (ФТС) уже приняла принципиальное решение о применении детектора лжи. Аппаратура ожидается в начале года и пока будет использоваться только в Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ)", - сообщили в пресс-службе ДВТУ. Причем эти приборы вошли в практику не только в специальных государственных структурах, но и в коммерческих организациях.

Еще один действенный прием проверки персонала - испытательный срок. Некоторые работодатели привлекают на это время сразу нескольких сотрудников. И в результате "своеобразного соревнования" в компании остается тот, кто лучше всех проявил свои профессиональные качества. Как отмечают эксперты кадрового агентства ЮНИТИ, "если соискатель по тем или иным причинам не подошел и не выдержал испытательный срок, мы готовы предоставить не менее двух адекватных замен. Таким образом сберегается время заказчика на поиск новых сотрудников".

Если друг  оказался вдруг...

Вторым направлением защиты интересов компании является работа с людьми, уже в ней трудящимися, в частности, это касается обеспечения информационной безопасности. Исследования российских аналитических агентств неоднократно демонстрировали, что наибольший ущерб корпоративной информации наносят собственные сотрудники, завербованные конкурентами.

По словам главного специалиста по защите информации МГТС Михаила Левашова, наиболее эффективным средством, снижающим риск от человеческого фактора, является создание единой "атмосферы информационной безопасности".

В качестве примера Михаил Левашов привел израильские города, жители которых из-за угрозы терроризма проявляют постоянную бдительность. "Для России же характерно, что уборщицу или сантехника, которые имеют доступ фактически ко всем помещениям компании, никто просто не замечает, - подчеркивает специалист. - Спокойствие, да и то относительное, можно гарантировать, только если внимание к опасным факторам станет такой же привычкой, как использование зубной щетки".

Необходимо понимать, что никакие технические средства не защитят от человеческой беспечности. Простой пример: часто сотрудники приклеивают пароли с доступом в свой компьютер прямо на экран монитора, делая его достоянием любого человека.

Однако чаще работодатель имеет дело даже не с "информационными шпионами" и "троянскими конями", а с нерадивыми работниками и с такими явлениями, как лень, непунктуальность, несоответствие своим служебным требованиям. Как показывает практика, владельцы и управляющие предприятием не всегда могут уволить плохого сотрудника, а если и увольняют, то впоследствии суд может признать это решение незаконным.

Эксперты отмечают, что проблема отечественных предпринимателей в том, что трудовые обязанности, за неисполнение которых можно было бы расторгнуть трудовой договор с сотрудником, часто не формализованы в специальном документе - должностной инструкции или сформулированы лишь в общем виде, и доказать их неисполнение очень трудно.

"Приведение в порядок документации обычно компаниям обходится недешево, - отмечает Наталья Скуратовская, партнер консалтинговой компании. - Недавно подобную работу для небольшой компании мы выполнили за 2000 долларов. Обычно разработка должностной инструкции для одной позиции стоит 100-500 евро. Если учесть, что в крупной компании порядка 50 позиций, можете посчитать, как дорога подобная процедура". Однако, по мнению Скуратовской, подобные затраты окупаются, поскольку наличие должностной инструкции позволяет повысить производительность труда на 20-30 процентов.

Уходим  не по-доброму

Во многих странах уже давно осознали необходимость предусмотреть в законодательстве норму об обязательствах персонала по отношению к бывшим работодателям. И в дополнение к трудовому договору с сотрудником заключаются еще два соглашения- о неразглашении конфиденциальной информации, ставшей доступной во время трудовых отношений, и о запрете работать на конкурентов в течение определенного срока (обычно год-два) после завершения трудовых отношений. Такие соглашения с персоналом позволяют работодателям чувствовать себя более защищенными.

По данным недавнего опроса, в США 49 процентов работодателей всегда заключают соглашения о запрете работать на конкурента после окончания трудовых отношений, а еще 26 процентов заключают такие соглашения только с некоторыми сотрудниками.

Как отмечают юристы консалтинговой компании "Защита бизнеса", подстраховываться надо уже при приеме сотрудника на работу. На этот случай в организации должны быть бумаги, которые регулируют отношения между руководителем (собственником) компании и сотрудником. Такими документами являются внутренние акты компании: трудовой договор (контракт), должностная инструкция, положение о коммерческой тайне, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, положение о порядке работы с клиентами, инструкция по делопроизводству и т.п.

Юристы отмечают, что, принимая на работу новых сотрудников, рекомендуется ознакомить их с вышеперечисленными внутренними документами компании до подписания трудового договора. Если в организации подобных бумаг нет, то их необходимо разработать, утвердить приказом и получить письменное подтверждение об ознакомлении сотрудника с ними. При этом положения, содержащиеся в документах, должны, с одной стороны, защищать интересы компании, а с другой - не противоречить законодательству РФ, поэтому во избежание подобных несоответствий следует обращаться к специалистам.

И напоследок. Специалисты кадрового центра ЮНИТИ отмечают, что организация, в которой царит атмосфера открытости и доверия, гораздо меньше подвержена риску мошеннических действий со стороны сотрудников, чем та, в которой господствуют секретность, страх, недоверие и авторитарность.

Согласна с этим утверждением и генеральный директор фармацевтической компании "ОНИКС ФАРМ" Елена Шмидт: "Дело в том, что в компании, где сотрудники испытывают давление, нет уверенности в завтрашнем дне. В таких организациях велик риск того, что сотрудники начнут приворовывать на "черный день".