В мире рок-музыки не так уж много ярких и самобытных гитаристов, творческий почерк которых узнается с первых восьми тактов. Чуть меньше - столь же талантливых и незабываемых вокалистов. И уж совсем единицы способных соединять в себе два эти умения. В частности - ирландец Гэри Мур, впервые добравшийся с концертами до России.
Визитные карточки Гэри Мура - чувственные и пронзительные баллады Parisienne Walkways и Still Got The Blues (For You) - вроде букваря для любителей коммерческого блюза и баллад. Меж тем - творчество музыканта намного более разнопланово и харизматично нежели просто изысканно налаженный конвейер для производства "медляков" с запоминающимися мелодиями и погружающими в романтический настрой гитарными проигрышами. Это и продемонстрировали концерты в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге, куда ирландский виртуоз приехал представлять программу своего нового альбома - Сlose As You Get ("Настолько близко, насколько ты позволишь"). Представлять того, Гэри Мура, которого мало знали прежде.
После мощного старта в конце 60-х, когда он собрал группу Skid Row (не путать с глэм-роковыми тезками, созданными в 1986 году в Нью-Джерси) и играл с басистом/вокалистом Филом Лайноттом и ударником Брайаном Дауни (позднее - основателями Thin Lizzy) наступили еще более удачные 70-е. Гэри Мур играл джаз-рок, кельтскую музыку, подружился с гитаристом Fleetwood Mac Питером Грином, которого даже уговорил продать себе его любимую гитару.
Это были годы учебы. Удивительно, но в Skid Row и группе, где он выступал позднее - Colosseum II, да и в Thin Lizzy, куда в конце 70-х его пригласил поиграть хард-энд-хэви давний друг Лайнотт - распеться Муру не позволяли. И он решил учиться вокалу. Хотя первое время в его собственном - Gary Moore Band - тоже пели другие. А создатель коллектива скрежетал зубами и отчаянно не пропускал ни одного урока. На 80-середину 90-х пришелся пик славы Гэри Мура, в зарубежных энциклопедиях за ним закрепилось прозвище Белфастский Блюзмен.
В 1997 году гитарист записал вполне хард-роковый альбом Dark Days In Paradise ("Мрачные деньки в раю"). После этого - как отрезало: все-таки иногда броские названия мстят людям, их придумавшим. На рубеже веков Гэри Мур то безуспешно экспериментировал с новым звучанием и компьютерными обработками, то переключился на коммерческий блюз - уже близко граничащий с банальной эстрадой. Затем были снова попытки сыграть жесткую, даже жестокую, но безалаберную гитарную альтернативу - в альбоме 2003 года Scars ("Шрамы") и перепевы самого себя в Old New Ballads Blues ("Старые и новые баллады и блюзы") 2006 года.
Поэтому на премьеру новой программы и альбома многие выбирались с опаской, что 55-летний ветеран снова возьмется за компьютерную огранку гитарного саунда или опять постарается быть сводным братцем группы Primal Scream. Но тур Close As You Get опроверг опасения: ирландский гитарист-виртуоз вернулся в свою бурную хард-блюзовую молодость, насытив ее мощным клавишным аккомпанементом. И снова показал свою столь многоплановую и самобытную технику, со спонтанностью импровизаций и масштабность музыкального действа, в котором ведущую партию играет именно лидер-гитара.
Концерт начинался с резких, рычащих аккордов - словно Гэри Мур, внезапно для зрителей вышедший из глубины сцены, - заводил мощный мотоцикл. Следом на сцене врубили софиты и - представление началось! Оно было сродни тем, про которые вначале думаешь: ну вот, вроде все схожее когда-то слышал, но потом уже не можешь оторваться - от мастерства инструменталистов, от мелодий и импровизаций, от удивительного напора и драйва, который несется со сцены. Гэри Мура трудно счесть гениальным композитором и мелодистом, как скажем Ричи Блэкмора, но этот ирландец обладает потрясающей энергетикой, уникальной гитарной техникой и умением создавать композиции, от магии которых впадаешь то в романтическую расслабленность, то в стихию стремительно несущегося тайфуна.
Гэри Мур то лупил свою гитару, как нашкодившего сынишку, то нежно вел пространные беседы с на что-то жалующимся инструментом. А то переключался на бесноватые хард-роковые риффы. Причем музыканты его сопровождающей группы, похоже, и сами заранее никогда не знали, в какие импровизации занесет босса. И аскетично играли полагающиеся им по драматургии подклады (то бишь создавали фон), пока маэстро Мур и его гитара выписывали очередные пируэты и каскады. Структурно все было просто: ирландский Гарик начинал с гитарного вступления, потом запевал своим мужественным голосом с легкой трещинкой и незабываемыми обертонами, в которых даже теми, кто не знал английского, явственно ощущались то страдание, то безнадежная удаль, то светлая печаль. Затем следовал припев и уже потом - самое главное - пространное и запоминающееся гитарное соло. Причем и во время пения Мур умудрялся лихо вести тему на гитаре, импровизировал и практически не играл "чесом". Его мастерство и умение быть одновременно вокалистом и гитаристом, ни уступая ни в одном из искусств, - безусловно, уникальны. Как правило, другие умеют лучше делать что-то одно, по крайней мере на сцене. Но Гэри Мур не дал усомниться в себе ни в одной из концертных дисциплин. Первые две песни были с нового альбома, после чего Мур решил пообщаться с залом. "Я не вижу со сцены, сколько вас там, в темноте, да и вообще впервые в Москве, поэтому пока не знаю - стоит ли мне петь вам Still Got The Blues?", - по-английски спросил музыкант, не без доли кокетства. Ответом ему были мощные аплодисменты. В итоге Гэри Мур растянул один из своих главных хитов аж на 14 минут. Затем последовали новые композиции: I Have A Dream, Hard Times, Trouble At Home - все потенциальные хиты. И хит Би Би Кинга After Hours из славного начала 90-х. В итоге музыканту пришлось выходить "на бис" два раза, и когда он уже во второй раз исполнял Still Got The Blues (причем в новой версии!) тур-менеджер нещадно делал артисту предупреждающие знаки: "пора заканчивать!" Однако Гэри Мур все не мог остановиться, не желая расставаться с благодарной публикой. И оттого только впритык успел на поезд Москва - Санкт-Петербург, который увозил его на следующий концерт тура...