Завтра Государственная Дума рассмотрит во втором чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего образования)". Депутаты обсуждают этот документ почти три года, и все это время споры вокруг него не утихают.
Напомним: речь идет о том, что не позднее 2010 года в нашей стране должна быть введена двухуровневая система обучения в вузах - бакалавриат (3-4 года) и магистратура (еще 2 года). Бакалавриат предполагает широкую, общую подготовку, магистратура - более узкую, с уклоном в науку. В медицинских, инженерных, педагогических, творческих университетах сохранится непрерывный пятилетний специалитет.
Если исходить только из количественных показателей, наша страна переживает настоящий бум высшего образования. В 1995 году в 762 вузах учились 2,8 миллиона студентов, в 2006 году в 1090 вузах - 7,3 миллиона. Однако уровень этого образования катастрофически снижается. В 2006 году некогда блистательная российская высшая школа опустилась на 13 позиций в мировом рейтинге вузов и заняла место с невеселым номером 66.
Серьезнейшие внутренние проблемы вузовской системы - тема отдельная. Беда в том, что проблемы эти неизбежно становятся проблемами экономики. Не секрет: рынок квалифицированных специалистов переживает жесточайший кризис. К 2015 году их нехватка в строительстве, телекоммуникациях и финансовом секторе достигнет 14-22 процентов, полагают в Институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН. В дефиците будут даже чиновники: сфере управления не хватит 10 процентов людей. При этом вузы переполняют рынок малоквалифицированными юристами и экономистами - их выпуск вырос с 1995 года в 4,4 раза.
- Система, которая была заложена в 30-е годы и окончательно сложилась в 60-70-е под задачи индустриального развития, сегодня не выглядит современной ни по содержанию образования, ни по структуре, ни по организации и технологии обучения. Рыночная трансформация изменила страну, у нас совсем другая экономика, - говорит декан экономического факультета МГУ Василий Колесов.
Сторонники перехода на многоуровневое образование обычно настаивают на том, что этого требует Болонская конвенция - договор от 1999 года, согласно которому страны, его заключившие, признают дипломы друг друга. Приводятся и другие аргументы "за".
- Экономика может прогнозировать, какие специалисты нужны ей в первую очередь, только на два-три года, а учатся в вузе пять лет. Введение бакалавриата и магистратуры позволит сориентировать вузы на рынок труда, - считает министр образования и науки Андрей Фурсенко.
По мнению противников вузовской реформы, дать человеку в течение четырех лет общий набор знаний, а потом за два года "добавить специальность" - значит в итоге привести на производство недоучку. К тому же, по мнению депутата Госдумы Олега Смолина, "вузы в регионах лучше, чем представители правительства, знают, каков рынок труда и каким он будет через 2 года. Законопроект только ухудшает ситуацию".
Представители бизнеса пока оценивают "западные веяния", которые с таким трудом приживаются на российской почве, весьма осторожно. Впрочем, скепсис все-таки преобладает.
- К нам приходит немало молодых экономистов, - рассказывает Илья, директор консалтингового агентства. - И, мне кажется, бакалавры лучше подготовлены, чем специалисты. У них не было в программе лишнего - ни идеологических предметов, ни затянутых практик. Интенсивная 4-летняя подготовка дает лучший результат, чем 5-летняя.
- Большинство будущих магистров уже работают по специальности, так что к нам они не обращаются, - отмечает менеджер кадрового агентства Елена Шанина. - Впрочем, работу без проблем находят и бакалавры, это миф, что они не востребованы. Все зависит от сегмента рынка. В госсекторе требования к рабочей силе не так высоки, но зато и зарплата ниже. В промышленности, финансах, на транспорте, в сфере недвижимости требования к квалификации повыше, и потому выше зарплаты. Но везде и всюду чувствуется: дефицит качественной рабочей силы огромен.
Ирине Лозино-Лозинской, начальнику сектора ФГУП "Центр Келдыша", реформа нравится: "Производству нужны специалисты и высшего, и низшего звена, то есть люди, способные и выполнять то, о чем их просят, и быть генераторами идей". А вот Владимир Клюев, академик РАН, генеральный директор крупнейшего столичного НПО, относится к преобразованиям скептически: "В том, что высшее образование стало двухуровневым, рационального зерна я не вижу. Это просто еще один шаг к сближению с Европой - как у них, так и у нас. Но сегодня, кроме диплома бакалавра или магистра, нужен еще и сертификат о квалификационном уровне специалиста, например, в нашей приборостроительной отрасли их три. Сертификационные центры уже действуют, получать сертификаты должны как недавние выпускники, так и профессора, доктора наук. Такова европейская практика, наши сертификаты действительны в Европе, их - в России. Но о развитии и укреплении сертификационных центров никто нигде не говорит. А именно на это надо делать упор".
Александр Марченков, заместитель генерального директора машиностроительного объединения, категоричен: "Предприятию все равно, как будет называться у человека диплом. Только работа покажет, на что он способен. Боюсь, благие намерения без солидного финансирования образования в очередной раз обернутся декларациями. Государство хочет сэкономить на том, на чем в современном мире экономить категорически нельзя. На бумаге все гладко, но на практике сводится к вытягиванию из будущих магистров дополнительных средств. Я сам преподаю в вузе, много общаюсь с коллегами, и, похоже, никто до сих пор не понимает, как именно нужно менять пятилетнюю учебную программу на шестилетнюю двухуровневую".
Предстоящая реформа вызывает множество вопросов и опасений. Часть депутатов из "Единой России" уже предлагают через 2-3 года пересмотреть закон на основе накопленного опыта. Поможет ли реформа укрепить систему высшего образования? Перестанут ли вузы выпускать ненужных "спецов"? Возможно. Однако, скорее всего, сделать это их рано или поздно заставит сама жизнь, ведь карьера молодого специалиста в России все жестче и жестче зависит от уровня полученных знаний.