Минтранс восстановил пассажиров в правах

Главный акцент в Новые правила перевозки авиапассажиров минтранс сделал на защите прав потребителя.

С этого заявления вчера начал презентацию нового документа заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Геннадий Лощенов.

Он добавил, что правила носят универсальный характер и учитывают как внутренние, так и международные авиаперевозки, в том числе чартерные.

Документ под названием "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" только что подписан министром транспорта Игорем Левитиным и направлен на регистрацию в минюст. Геннадий Лощенов не видит препятствий в прохождении этой последней перед вступлением новых правил в силу инстанции, поскольку многочисленные согласования уже позади.

Поясним, что новые правила заменят собой ныне действующие правила образца 1985 года, ставшие очевидным анахронизмом.

К примеру, в них нет, да и не могло быть, исходя из реалий "раннего горбачевизма", понятия чартерных рейсов.

По оценке замглавы Росавиации, документ позволяет пассажиру четко знать, в каких случаях авиаперевозчик или же фрахтователь чартерных перевозок несет перед ним ответственность. Новые правила будут опубликованы сразу после регистрации их минюстом в "Российской газете" и вывешены на сайте минтранса.

Геннадий Лощенов конкретизировал важнейшие новшества документа, работающие на интересы пассажира. Прежде всего он заявил о решении проблемы отмены и задержки рейсов. Разумеется, они будут происходить и дальше: погода, техника и "человеческий фактор" всегда чреваты сюрпризами. Но новые правила жестко обязывают авиакомпанию при задержке рейса по ее вине, по метеорологическим условиям и техническим причинам организовать для пассажиров многие услуги. Причем за счет авиаперевозчика. В их числе - предоставление "комнат матери и ребенка" пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов, а горячим питанием - при ожидании более четырех часов. Авиакомпания также обязана разместить пассажиров в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время. Лощенов подчеркнул, что компании могут установить и более высокие стандарты сервиса, но обязательный нижний предел устанавливают новые федеральные авиационные правила.

Отметим, что по новым правилам такие услуги должны предоставляться пассажирам не только регулярных, но и чартерных рейсов, то есть тем, кто купил туристическую путевку и летит на отдых. Прежде пассажиры чартеров были самыми уязвимыми перед произволом компаний, которые ссылались на все те же правила 1985 года. Геннадий Лощенов отверг опасения, что цены на билеты взлетят, поскольку авиаторы будут закладывать в них стоимость всех этих услуг: "Поверьте, что все компании уже имеют бюджеты на этот случай, но раньше были попытки сэкономить на пассажирах. Теперь мы это будем жестко пресекать".

И еще одно послабление получили российские пассажиры. Раньше пассажир, не предъявивший билет, к полету не допускался, утраченные билеты не возобновлялись, их дубликаты не выдавались, деньги за билет не возвращались. Новые же правила, как отметил Лощенов, соответствуют принципам Варшавской конвенции о том, что утрата или неправильность оформления билета "не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки". На практике это будет означать, что пассажир должен заявить об утрате билета или о том, что билет был неправильно оформлен или поврежден. Сразу после этого авиаперевозчик обязан "принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора перевозки пассажира". Если это подтверждается, то перевозчик обязан взять пассажира на борт.

Кроме того, при пропаже багажа, а это до боли знакомая ситуация для наших аэропортов, правила требуют от перевозчика его разыскивать и затем бесплатно доставить пассажиру домой. Если же поиски не увенчались успехом, то авиакомпаниям предписано компенсировать стоимость, причем критерии возмещения должны быть предельно четкими.

Разумеется, всех интересует, как заставить авиакомпании неукоснительно соблюдать новые требования. Геннадий Лощенов заявил, что любые факты нарушений, если они будут зафиксированы, станут для авиакомпании сигналом грядущих санкций, вплоть до отзыва лицензий на международные и внутренние перевозки. А спорные вопросы пассажир должен будет решать через суд, если авиакомпания не согласится с его претензиями. "Так происходит во всем мире. Скажем, в Канаде есть так называемый "суд малых жалоб", который быстро рассматривает такие дела, и, как правило, в пользу пассажиров", - сказал замглавы Росавиации. Остается попытаться предсказать, насколько оперативными будут перегруженные большими и малыми делами российские суды.

В целом, завершил этот сюжет Геннадий Лощенов, многие российские компании уже приблизились к уровню сервиса Евросоюза и спрогнозировал, что "кому-то придется уйти с этого рынка, а их ниши отойдут компаниям, работающим без нарушений".

Между тем

Чиновник Росавиации прокомментировал последние действия минтранса. Он сообщил, что российские авиационные власти рассматривают возможность создания "черных списков" иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты в Россию, подчеркнув, что Евросоюз уже уведомлен о намерении российских властей. "Это не направлено на то, чтобы отомстить Евросоюзу за ограничение полетов ряда наших авиакомпаний. Это реальные шаги по приведению нашей нормативной базы в соответствие с международными нормами", - подчеркнул Геннадий Лощенов. Помимо этого, министерство транспорта начало формирование на базе Федерального агентства воздушного транспорта единого органа управления гражданской авиацией.