Три соглашения в сфере миграционной политики и большой контракт по авиастроению - таков итог работы российско-узбекской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которую от нашей страны возглавлял первый вице-премьер Сергей Иванов.
В структуре трудовой миграции в России Узбекистан занимает далеко не последнее место. Точнее, он вместе с Таджикистаном занимает 3-4-е место, уступая лишь Украине и Казахстану. По данным Федеральной миграционной службы РФ, только за полгода в нашу страну приехали более полумиллиона узбеков, причем свыше 200 тысяч из них получили официальное разрешение на трудоустройство. Традиционно они устраиваются на стройки и в сферу услуг, занимаются сельским хозяйством.
- Для простых людей соглашения, которые мы подписали, очень важны, - не сомневается Сергей Иванов.
Глава ФМС России Константин Ромодановский в разговоре с корреспондентом "РГ" уточнил, что в едином пакете такие документы в СНГ подписываются впервые. На самом деле еще ни разу на постсоветском пространстве столь подробно не расписывали условия трудовой деятельности граждан из других стран и меры по защите их прав. Кроме того, соглашения узаконили сотрудничество России и Узбекистана в борьбе с незаконной миграцией и детально регламентировали процедуру реадмиссии, то есть возвращение нелегалов на родину. Вопрос чрезвычайно важен, поскольку от его решения в рамках Содружества во многом зависит упрощение процедуры въезда россиян в страны Евросоюза. Пока отдельные соглашения по реадмиссии у России имеются только с Украиной, аналогичный документ сейчас готовится с Казахстаном. Ну а пакет соглашений впервые был подписан вчера в Ташкенте.
- Этот пакет документов устранил многие формальности, - уверен Константин Ромодановский.
Товарооборот между Россией и Узбекистаном в 2007 году может превысить 5 миллиардов долларов. Сотрудничество наших стран в топливно-энергетическом комплексе, авиастроении, военно-технической и других сферах сулит немалые дивиденды. Не случайно Сергей Иванов, благодаря узбекского коллегу по межправкомиссии, премьер-министра Узбекистана Шавката Мирзияева за совместную реализацию проектов, произнес традиционное азиатское "рахмат" - "спасибо".
Авиастроению вчера уделили особое внимание. В Ташкенте находится авиазавод имени Чкалова, который еще с советских времен строит военно-транспортные самолеты Ил-76. Вчера в узбекской столице представители Объединенной авиастроительной корпорации, фирмы Ильюшина и руководители местного авиапредприятия подписали контракт об условиях строительства в Ташкенте двух Ил-76 МФ для Иордании.
Илы поднимутся с юга
О значении контракта для России корреспонденту "РГ" рассказал президент ОАК Алексей Федоров.
Алексей Федоров | Для нас принципиально важно, что выстраивается новая система взаимоотношений. Головным исполнителем по поставке самолетов Ил-76 становятся фирма Ильюшина и Объединенная авиастроительная корпорация. Вводится распределение ответственности за выполнение контракта. Российская сторона, в частности, берет на себя вопросы комплектации самолета и поставки двигателей для него.
Вообще "76-й" самолет модификации МФ мы впервые поставляем за рубеж. Это самая современная версия самолета.
Российская газета | Но ведь этими машинами планировали перевооружить российскую военно-транспортную авиацию.
Федоров | Все, как запланировано, и состоится. Уже принято решение по запуску производства таких самолетов на Ульяновском авиазаводе. Там будут изготавливаться машины для российского минобороны.
РГ | Получается, что для внутреннего пользования Ил-76 станут производить в Ульяновске. А экспортные машины - в Ташкенте?
Федоров | Да, на начальном этапе думаем применить такую схему. Но дальше, по-видимому, станем строить совершенно новую систему кооперации. Она во многом будет зависеть от нормативно-правовых отношений с ташкентским заводом имени Чкалова. Не хочу забегать вперед, но сейчас предметно обсуждается возможность его вхождения в ОАК. Если мы начнем работать в единой команде, подумаем о более рациональном использовании производственных мощностей ташкентцев.
РГ | Скажите, а вообще Россия заинтересована в такой интеграции?
Федоров | Учитывая, что у нас идет большой рост производства самолетов гражданской авиации, и российские заводы перегружены заказами, подключение к их выполнению ташкентского авиационного производственного объединения, конечно, важно. Но при этом надо обязательно учитывать коммерческие интересы обеих сторон. Я думаю, что мы сможем решить все эти вопросы.
РГ | Когда появится новая линия по производству Ил-76 в Ульяновске?
Федоров | Думаю, что через три-четыре года.