В выходные огромная поляна на берегу Волги превратилась в главную рок-столицу России. Здесь выступило более 70 групп. А некоторые титулованные коллективы - в частности Вячеслав Бутусов и "Алиса" - предпочли представить свои новые песни именно на "Эммаусе".
Рок-фестиваль было слышно еще за полтора километра, с 151 километра Ленинградского шоссе. Жители близлежащего поселка Эммаус реагировали на рок-вторжение гостеприимно. На скамеечках возле домов сидели дедушки с внуками, внимательно прислушиваясь к доносящимся незнакомым звукам, а бабушки воспользовались приездом гостей, для того, чтобы распродавать свои запасы. Вдоль дороги на пути к месту проведения "Эммауса" они выносили ведерки с солеными огурчиками и помидорчиками. Однако особенно "на ура" продавалось парное молоко. Территория поселка заканчивалась огромной поляной на берегу реки. Там-то и нашел себе пристанище уже второй рок-фестиваль "Эммаус". Издалека он напоминал большой раскинувшийся походный лагерь какой-то очень бодрой и жизнерадостной армии. С массой цветных палаток, которые привезли с собой зрители, обилием торговых павильонов и живописных флагов - от российского триколора до полотнищ с эмблемами различных групп - как и год назад больше всего их было с логотипами "Алисы" и Арии".
Несмотря на то, что иные газеты публику стращали, сообщая, что нельзя брать с собой ни зубную пасту, ни таблетки (а вдруг там наркотик или взрывчатое вещество), ни ножик для того, чтобы открывать консервы (их, впрочем, тоже - нельзя), жестокостей не было. Вещи практически не досматривали (но вдали внимательно принюхивалась симпатичная собака - позднее я узнал, что их в "Эммаусе" "участвовало" девять натасканных на поиск наркотиков и взрывчатки). ГИБДД, милиция и ОМОН вели себя довольно доброжелательно. Организованно, уважительно и четко. Еще бы - ведь за рок-фестиваль отвечал один из заместителей тверского губернатора и вообще город ответственно отнесся к "Эммаусу" как к уже мероприятию собственного престижа. Это, безусловно, тоже способствовало нормальной жизни "Эммауса". Силу сотрудники силовых структур проявляли только в крайних случаях. Если кто-то из зрителей выпив мирно спал на солнышке - не трогали. Тех кто вел себя агрессивно и уж точно не вязал лыка - без рукоприкладства доставлялись в вытрезвитель. Главное ЧП создал зритель, который на автостоячнке закурил "траву", в итоге обыска у него нашли еще и заполненный ею спичечный коробок. Да еще два ружейных патрона в кармане. Коробок отправили на экспертизу, парня задержали. Пожалуй -и все главные неприятности огромного лагеря "Эммауса", раскинувшегося на несколько гектаров. Да еще дождь - постоянно начинавшийся, но также быстро завершавшийся. Наверное оттого, что попытки испугать зрителей оказывались тщетны: никто не уходил от сцен и в палатки не прятался…
Вблизи Волги (вход к ней был перегорожен и уже за оградой курсировал милицейский "уазик" - дабы никто не полез купаться) располагались три сцены.
Главная и самая большая - на которой выступали маститые рок-коллективы - была оснащена двумя огромными экранами, транслировавшими происходящее на сцене. Альтернативная - чуть поменьше, без экранов, но зато она давала возможность отыграть как уже довольно известным и самобытным коллективам, так и сущим новичкам. В первую очередь - "металлистам" и альтернативщикам. Третья - совсем маленькая, под навесом, напоминавшим беседку на даче моих соседей - для коллективов исполняющим реггей, рэп и ска. После предыдущего "Эммауса" продюсеры обещали отобрать для участия в нынешнем фестивале лучшие молодые рок-коллективы со всей страны для того, чтобы впервые сыграть на столь большой аудитории. В итоге таких оказалось восемь - в основном из средней полосы России. Продюсеры "Эммауса" свое слово держат. Хотя конечно, главное внимание было приковано не к новичкам, а к известным коллективам. "Алисе", Вячеславу Бутусову и "Ю-Питеру", "Агате Кристи", "Чижу и Компании", "Чайфу", "Трактор Боулингу", "Пилоту" и другим. Звезд на фестивале хватало. Несмотря на то, что для того, чтобы поехать на "Эммаус" им чинили препятствия конкуренты. О чем сами группы предпочитали не упоминать. Зато оргкомитет "Эммауса" признал неприглядную картину.
- Доходило до нелепого. Организаторы "Нашествия" (другого крупнейшего ежегодного рок-фестиваля России и конкурента "Эммауса" - Прим. А. А.) заявляли группам, что если те приедут к нам, то не дождутся приглашения на "Нашествие" и могут забыть дорогу на "Наше Радио". Их песни больше не будут звучать в эфире. На "Эммаус" приехали те, кто не струсил и не испугался угроз. - Признался продюсер фестиваля Дмитрий Гройсман. - Но "Пилот" заявил, что они музыканты и играют где хотят, а "Алиса" сказала, что никто не вправе ставить им условия. Спасибо всем музыкантам. Я рад, что на "Эммаусе" - отличный состав групп, да и вообще мы сделали фестиваль праздником, которым можем гордиться. Помимо музыки здесь развлечений хватает: есть турниры по пляжному футболу и волейболу (для этого на поляну специально завезли несколько машин песка - Прим. А. А.), всевозможные аттракционы, ночью - дискотеки и программы рэп-звезд… "Нашествие" до последнего боролось за то, чтобы зрителей у нас было поменьше. То, что их фестиваль не состоится, фактически было известно заранее, но организаторы "Нашествия" не спешили сообщить этот факт до вечера пятницы (да, "Нашествия-2007", увы, не будет, это уже подтверждено его оргкомитетом - Прим. А. А.). Полагаю, это делалось для того, чтобы к нам приехало меньше зрителей. Не все же могут найти время для поездки на два фестиваля, поэтому, возможно, и оставались ждать, например, "Нашествия". Но уже к 16.00 субботы у нас собралось около 15 тысяч зрителей, позже народ только прибывал.
Российская газета| Приглашая артистов на "Эммаус", заключали ли вы с ними контракты о том, какой репертуар они исполнят?
Дмитрий Гройсман| Нет, я вообще не подписывал ни с кем контрактов, не люблю этого - мы договаривались на словах. Причем речь шла только времени, которое отыграет группа (рок-звезды - полтора часа, менее известные и популярные коллективы - по 40-50 минут - Прим. А. А.). А что кто будет петь и про обязательное наличие в программе премьер речи не было. Как можно творческим людям что-то советовать или давать указания?
Меж тем премьер на фестивале оказалось немало. Особенно на Альтернативной сцене. Собирая программу в основном из наиболее известных боевиков, коллективы радовали и премьерами или новыми аранжировками. Если "Эпидемия", которую иные фанаты считают наиболее продвинутыми продолжателями творческого кредо группы "Ария", играли в основном уже проверенные хэви-хиты, то "Трактор Боулинг" (предпочитающий английское написание - Traktor Bowling) - экспрессивная скоростная команда с неистовым женским вокалом и неугомонным яростным драйвом - отдала дань и экспериментам. Заодно показал образец умелого общения с публикой на концерте. Одна только фраза "Ну, а сейчас мы хотим посмотреть, как вы прыгаете", - сказанная гитаристом перед очередным номером - подняла зал в воздух едва ли не на высоту, недавно взятую олимпийской чемпионкой Еленой Слесаренко.
Очень прибавили в мастерстве "Ранетки", которые неожиданно оказались в программе выступлений на главной сцене. Несмотря на несколько истеричный вокал, отыграли девушки мощно, звук был плотный, подача - неимоверно азартная, словом еще одним толковым глэм-коллективом на нашей сцене больше. Олег Сакмаров-бэнд (ее лидер прежде играл в "Аквариуме" и "Наутилусе) показал свой новый потенциал - уже в качестве гитариста и вокалиста.
- Мне советовали спеть короткие и энергичные, уже обыгранные песни, но мне важнее было начать с двух премьер. Вначале спели "Танго вдвоем" - забавная смесь шахерезады и жестокого танго. А потом - длинную композицию "Джим" - такую, а-ля "The Doors". В ней я выразил свое отношение к большим поэтам рока: Джиму Моррисону, Джими Хендриксу, Виктору Цою, Илье Кормильцеву. Они и раньше были на своем месте. И сейчас они на нем. Поэтому я не мог не сыграть эту песню на "Эммаусе".
"Алиса" тоже представила недавнюю премьеру - композицию "Власть": жесткую, яростную и политизированную. В частности со словами "очкариков сопли - оранжевые сны", уже вызвавшую негативную реакцию отдельных персон на Украине. Порадовал новинками и Вячеслав Бутусов. Его группа "Ю-Питер" отыграла блок новых песен с уже давно записанного в Испании, но так не изданного и не имеющего названия альбома. Песни были довольны меланхоличны и поэтичны, со скрытой внутренней драматургией. С премьер мы и начали разговор после концерта.
Российская газета| До сих пор вы наверно не пели сразу столько новых песен. Значит и альбом скоро выйдет?
Вячеслав Бутусов| Это в общем как сказать. Точного подсчета я не вел. Когда выйдет новый альбом - не знаю. Скорее всего, в январе. Когда накоплю деньги..
РГ| Отчего в песнях так много минора?
Бутусов| Потому что я - самоучка. А маленькая букашка как известно не спешно ползет.
РГ| А почему вы не улыбаетесь, даже когда шутите во время интервью?
Бутусов| Я на работе не улыбаюсь.
РГ| Для вас есть разница где выступать на фестивалях или с сольной программой?
Бутусов| Мне нравится и то и другое. Но в первую очередь мне важно, чтобы мы попадали в атмосферу концерта. Если не попали - то мне уже ничего не нравится. Но на "Эммаусе", я считаю, был один из лучших концертов "Ю-Питера". Очень благодарен публике, которая так щедро меня благодарила. Потому что все что я хотел сказать, - сказал уже давным-давно. Ничего нового пожалуй не будет.
РГ| Есть сомнение в этом, уж извините. Тем более, что последнее время вы все больше времени проводите в студиях.
Бутусов| Да я студийный человек. И получаю от этого удовольствие. Мне необходимо время на то, чтобы освоиться в студии, все попробовать и решать: делать ли шаги влево или вправо. Поэтому давать концерты мне нравится меньше - там приходится работать уже механически.
РГ| Год назад - именно так - экспериментально, у вас сложился альбом рингтонов - мелодий для мобильных телефонов. Какие еще шаги вправо или влево позволите себе впредь?
Бутусов| Я думаю, что сейчас для нас не время экспериментов. Пока наэкспериментировались. Надо заняться бытовыми проблемами: выпуском уже записанного материала.