Законопроект, который, по словам председателя думского Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгения Федорова, "продолжает упорядочение отношений на рынке наружной рекламы", без особых споров преодолел первое чтение, а на втором "растопырился".
Вопрос передвигался из одного месячного плана в другой, по ходу теряя строгие нормы и однозначные формулировки. Законодателям пришлось искать компромисс с действующими лицами и исполнителями рекламного рынка, с муниципальной властью, с правительством, с администрацией президента и друг с другом. Испытание вторым чтением законопроекту пришлось проходить дважды.
Во второй раз - на последнем в весенней сессии заседании палаты. Но и здесь до конца не было ясно, успеют народные избранники затвердить правила для наружной рекламы окончательно или нет. Однако откладывать это на осень парламентарии не хотели - начнется предвыборная кампания. А реклама, и тем более наружная реклама - это не только двигатель торговли, но и двигатель в политику.
Поэтому будущим участникам парламентской гонки хотелось договориться заранее, чтобы в "сфере распространения наружной рекламы" не было монополистов. Одно дело, когда разбогатевший чиновник с каждого рекламного щита вдоль дороги объясняется красавице в любви, не выпячивая при этом свое чиновничье "я". А другое - если какая-то партия, пользуясь особыми симпатиями местной власти, будет с каждого щита склонять народ любить именно ее и никого больше.
Ограничения, которые в результате приняла Дума, касаются всех: и тех, кто с помощью "шершавого языка плаката" добивается любви одного человека или миллионов избирателей. Согласно закону, ни у кого не может быть "преимущественного положения в сфере распространения рекламы". Думцы долго спорили, как определять это преимущество - по количеству разрешений на рекламу, выданных муниципалитетом, по числу рекламных щитов или их величине. Решили считать по площади. Один распространитель рекламы не может занимать больше 35 процентов общей площади информационных полей рекламных конструкций на территории муниципального района или городского округа, а также на территориях городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. Исключения - для тех территорий, где всего-то не более 10 рекламных конструкций.
Договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций заключается на 5 лет. А если конструкции временные, то на срок не более 12 месяцев. Место под рекламу на зданиях, на земельных участках или другом недвижимом имуществе муниципалитета или государства предоставляется через аукцион или конкурс. Однако если претендентов на это место больше нет, можно обойтись и без конкурса. Антимонопольный орган будет следить за сферой распространения наружной рекламы. По решению суда информация, размещенная на рекламной конструкции, должна быть удалена в три дня. Если владелец конструкции с этим не справился, не захотел или не смог, то этим должен заняться собственник стены, земли или забора, где реклама размещена. А потом потребовать с владельца рекламной конструкции возмещения связанных с этой работой "разумных расходов".
Большинство депутатов признали, что законопроект действительно нужный и носит антимонопольный характер в целом. Однако некоторые народные избранники были разочарованы тем, что из документа выпала поправка, регламентирующая деятельность иностранных компаний на рекламном рынке России. Михаил Маркелов привел пример соседней Украины, где именно иностранные компании, по словам депутата, играли определяющую роль в выборной компании и "оранжевой революции". Однако Евгений Федоров коллегу успокоил, пообещав, что это предмет видения другого закона - об иностранных инвестициях, проект которого в Думе будет рассматриваться на следующей сессии.