ЕГЭ любит счет
В этом году "единый" изрядно потрепал нервы и чиновникам в Рособрнадзоре, и школьникам, и их родителям. Сначала, в ночь перед экзаменом по русскому языку, в Интернете появились ответы на реальные задания, хотя до начала экзамена секьюр-папки с ними должны были находиться под строжайшей охраной и не вскрываться. Потом выпускники, сдавшие ЕГЭ, не могли вовремя получить сертификаты с результатами, а вузы требовали подлинник и почему-то не принимали справку с баллами.
Российская газета | Виктор Александрович, самый горячий на сегодня вопрос: все ли выпускники получили сертификаты по ЕГЭ?
Виктор Болотов | Да, все регионы должны были выдать сертификаты до 5 июля. В большинство субъектов РФ мы рассылаем уже готовые свидетельства специальной почтой. Отправка началась 25 июня с Дальнего Востока и закончилась 30 июня. 26 российских регионов печатают свидетельства ЕГЭ на местах, то есть делают заказы у специальных организаций, имеющих лицензию на печатание секретных документов, в том числе и сертификатов ЕГЭ. В эти субъекты РФ мы направляем данные из единой базы результатов ЕГЭ. Все сведения мы передали до 28 июня.
РГ | Так кто же здесь "крайний"?
Болотов | Проблемы с задержкой возникли как раз в тех регионах, которые печатали документы самостоятельно - в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске. В столицу и Новосибирскую область данные были переданы 24 июня, в Свердловскую область - 27 июня. Скорее всего, задержка произошла уже там, возможно, на уровне предприятий, изготавливающих сертификаты.
РГ | В некоторых вузах прием документов закончился 30 июня. У абитуриентов без свидетельств ЕГЭ просто не приняли документы. Вузы обязаны были это сделать?
Болотов | Если поступающий по объективным причинам не смог представить свидетельство в установленный срок, он указывает баллы, полученные на ЕГЭ, в соответствующих графах заявления о приеме. Вузы проверяют достоверность указанных данных через Федеральную базу свидетельств о результатах "единого". Если вуз отказался принять заявление без свидетельства - он нарушил правила. Все подобные факты мы проверим, и, если они подтвердятся, вузам придется нести ответственность вплоть до лишения лицензий на образовательную деятельность.
РГ | Москвичи, которые в этом году впервые сдавали "единый" по русскому языку в обязательном порядке, уже направили около тысячи жалоб. Ни родители, ни ученики не понимают, как шкалируются результаты. Почему получается, что 58 изначальных баллов при максимуме 60 превращаются при пересчете в 88 баллов из ста, а 59 - уже в 96?
Болотов | Практически все родители делают одну и ту же ошибку - начинают высчитывать проценты. Считают, что если 60 школьных первичных баллов - это 100 процентов, то 58 - соответственно 97. Это не так. Попробую объяснить. Каждое задание в материалах ЕГЭ имеет свой вес, свое количество максимально возможных баллов в зависимости от сложности. Так, например, по русскому языку 1 балл дается за каждое верно выполненное задание из части А и задания В1-В7, 2 балла - за задание В8 и максимум 20 баллов - за задание С. Сумма баллов за правильно выполненные задания и составляет первичный балл.
Затем при обработке результатов мы смотрим на статистику по России и учитываем, как выполняли то или иное задание дети из разных регионов. Если задание выполнили 90 процентов сдающих, то оно "стоит" дешевле, чем то, которое сделали лишь 10 процентов учеников. После такого подсчета первичный балл коррелируется с учетом полученных данных по России. На первичный балл вообще не надо обращать внимания. Он нужен только для апелляций: если ребенок решил, допустим, все задания, но набрал мало баллов. Для каждого предмета мы делаем свою таблицу перевода баллов.
РГ | Однако границы такого перевода для каждой оценки достаточно широкие. Так, например, вы рекомендуете ставить "5" по математике, если ученик набрал от 74 до 100 баллов, "4" - при 55-73 баллах, "3" - от 36 до 54. Вузы же в рамках этих границ ведут себя, как им заблагорассудится, зачастую и вовсе "завышая планку".
Болотов | Мы всегда рекомендуем вузам сразу смотреть, сколько ребят набрали соответствующие баллы по тому или иному предмету. И с учетом этого устанавливать конкурс. Допустим, в МГИМО планка для русского языка - 80 баллов, при нашей рекомендации - от 66 до 100. Если посмотреть таблицу, всего детей с 80 и выше баллами - около 15 тысяч. Они что, все пойдут в МГИМО? Нет, конечно. Но вузы всегда останутся вправе делать пересчет - этот факт специально учитывался при принятии закона по ЕГЭ.
РГ | Как можно удерживать вузы от завышения или занижения планки?
Болотов | Действительно, некоторые вузы с маленьким конкурсом искусственно снижают границы баллов. Даже хорошие вузы на платные отделения иногда берут двоечников. На будущий год мы планируем жестко установить нижнюю границу баллов для поступления в вуз. Грубо говоря, если у абитуриента в свидетельстве менее 30 баллов - ему нельзя будет поступать. С другой стороны, хотим установить и высшую планку - для медалистов. Чтобы школьная медальная "пятерка" стоила не менее определенного количества баллов.
РГ | Посоветуйте, как действовать абитуриентам, если вузы настолько непредсказуемы в переводе баллов "единого" на свой "язык". Как не просчитаться?
Болотов | Эксперимент по ЕГЭ дает право подать документы сразу в несколько вузов. Выбирайте родственные специальности и смотрите на конкурс. Чем он выше, тем жестче требования.
Сто к одному
РГ | Этот год богат на уникумов, получивших на ЕГЭ наивысший результат?
Болотов | Всего в этом году по всем предметам у нас 1225 стобалльников. Больше всех - по русскому языку. Это самый массовый экзамен, да еще и Москва в этот раз сдавала его в обязательном порядке. В итоге из почти 870 тысяч сдававших 909 набрали максимальный балл. По математике таких - сотня на 602 тысячи. Мы перепроверяем все стобалльные работы, на сегодняшний день, по предварительным данным, рассмотрены 583 работы по русскому языку.
РГ | Кстати, каждый год после подсчета результатов по русскому начинают поговаривать о том, что в числе лучших по этому предмету систематически оказываются южные республики. Как прокомментируете?
Болотов | Неправда, юг России показывает результаты ниже среднестатистического уровня. В этом году, например, там есть республика, где 20 процентов "двоек", в то время как всего по России - около 9 процентов выпускников завалили ЕГЭ по русскому языку. Лучше всего и русский, и математику написала Москва, но дальше рейтинговать регионы не буду.
РГ | Наверняка вас уже завалили апелляциями?
Болотов | Их несколько тысяч со всей России. Окончательные результаты сейчас "подбиваются". В результате проверок у большинства работ остался тот же балл, что и был. Несколько сотен человек получили после апелляции плюс 2-3 балла. Ста работам в итоге прибавили более пяти баллов.
РГ | По каким предметам больше всего апелляций на сегодня?
Болотов | По русскому языку - и это традиционно, так как экзамен пишут практически все выпускники. Чаще всего критические моменты возникают в оценках части С. Это отражает недостатки в подготовке экспертов. Третья часть в заданиях по русскому языку нелегкая, школьникам нужно написать мини-сочинение или эссе. Тут всплывают традиционные проблемы, с которыми преподаватели сталкиваются при проверке сочинений: что для одного - авторский стиль и "пятерка", то для другого еле укладывается в "троечные" рамки.
РГ | Сколько лет уже идет ЕГЭ, и все равно каждый год в тестах попадаются неточности, а то и вовсе ошибки. Это когда-нибудь кончится?
Болотов | Каждый год составляется несколько тысяч новых контрольно-измерительных материалов (КИМов). В этом году обнаружили только одну неточность: в задании по иностранному языку из четырех ответов верными были два, в то время как компьютер, проверяющий тесты, запрограммирован только на один верный ответ. Всем детям, которым попалось такое бракованное задание, его решение засчитали как правильное и поставили наивысший балл.
РГ | Кто ответит за подобные ошибки?
Болотов | Думаю, в этом случае мы вынуждены будем расстаться с руководителем предметной комиссии по иностранным языкам.
Мы каждый год усиливаем систему перепроверки заданий. Сегодня после авторов еще три группы экспертов читают задания, решают их. Всего в этом процессе занято около тысячи человек. В конкретном случае с иностранными языками эксперты упустили неточность. Их мы больше не будет привлекать к работе.
РГ | А вы сами ЕГЭ решали?
Болотов | Каждый год решаю демо-версию по математике.
РГ | И как?
Болотов | "Пятерку" получаю точно, но вряд ли наберу максимальные сто баллов.
РГ | Инцидент с обнародованием ответов ЕГЭ в Ленинградской области исчерпан?
Болотов | Пока нет, следствие все еще ведется. Могу сказать только, что школьник, который выложил решенные задания ЕГЭ по русскому в Интернет, пересдал экзамен и получил "четверку". Никаких санкций мы к нему больше не применяем. А вот взрослый, с помощью которого произошла утечка информации, понесет ответственность. Если выяснится, что он продал пакет с материалами экзамена, то ему предъявят обвинение в финансовом преступлении. Если же окажется, что он "по доброте душевной" отдал задания своему родственнику, то будет отвечать за служебное нарушение.
Продается вуз?
РГ | Как-то вы обмолвились, что в будущем считаете вполне возможным выдавать школьнику аттестат, даже если на выпускных экзаменах он получил "два". У вас есть сторонники?
Болотов | Чтобы это выяснить, мы направили в регионы России своеобразный "опросник", где в том числе спросили и об этом. Ответили нам 59 субъектов. Выяснилось, что 26 из них готовы выдавать "двоечные" аттестаты и 27 - категорически против этого. Некоторые предлагают выставлять "двойки", а Республика Мордовия, например, предлагает в таком случае сохранить систему "+1 балл", когда в аттестат идет оценка на балл больше полученной на экзамене.
РГ | Ежегодно каждый вуз с тревогой ждет проверок, которые проводит ваша служба, выясняя, все ли в порядке у вуза или филиала с аккредитацией и лицензиями. Каков результат последнего рейда?
Болотов | За прошедший год мы проинспектировали около 800 вузов и филиалов. Приостановлены лицензии на право осуществления образовательной деятельности у 26 учебных заведений, из которых - 21 филиал государственных и негосударственных вузов.
РГ | За что?
Болотов |Первая проблема - это кадры, не хватает штатных квалифицированных педагогов. Кое-где не по назначению используют площади, предназначенные для обучения студентов. Попросту говоря - сдают их в аренду. Есть и такие вузы, где помещений вроде хватает, но они совершенно не приспособлены для того, чтобы там читали лекции - нет ни сертификата противопожарной безопасности, ни заключения санитарной экспертизы. Еще одна, очень болезненная для нас проблема: в некоторых вузах вовсе отсутствуют библиотеки.
РГ | Все чаще в Интернете стали появляться режущие глаз объявления: "Продается вуз". Разве такое возможно?
Болотов | Возможно, если вуз - негосударственный и у него есть частный учредитель. Если он решил сменить вид деятельности или просто уехать в другой город, к примеру, он имеет право продать свой бизнес. Продается в этом случае статус, учредительство. И вовсе не обязательно, что со сменой учредителя поменяется и ректор вуза. Здесь нет никакого криминала. Другое дело - "пустышки", то, что на Западе называют false university, контора по продаже дипломов. Это тоже бизнес, но уже нелегальный. Мы готовы рассматривать все сообщения от тех, кто сталкивается с подобным безобразием.
РГ | Вот от обилия таких объявлений и начинаются разговоры, что все в образовании можно купить и продать и что даже в Рособрнадзоре торгуют лицензиями и аккредитациями.
Болотов | Этой весной в нашей службе прошла проверка Генпрокуратуры. Ни одного реального случая продажи лицензий не обнаружено, иначе давно уже было бы заведено уголовное дело. Сделан ряд рабочих замечаний.
РГ | Сейчас для вас достаточно острый период - и прокуратура заинтересовалась, и с ЕГЭ скандалы. Однажды вы уже пытались оставить свой пост. Сегодня у вас нет мыслей об отставке?
Болотов | Нет. Как раз наоборот.