Ожидать иной реакции и не приходилось: использование "грязных" технологий будет обходиться в десятки, а местами и в сотни раз дороже, чем сегодня. И при этом законопроект никак не стимулирует предприятия переходить на экотехнологии, считают предприниматели.
За последние пять лет это уже третий вариант закона. Над очередной версией серьезно поработал Ростехнадзор, который теперь занимается администрированием платы за выбросы. Но и этот вариант представители деловых кругов решительно забраковали, обсудив его на совместном заседании профильных комитетов РСПП и ТПП.
Нет, никто не возражает против установленного во всем мире принципа "загрязнитель платит". Но в России это стало проблемой как раз из-за того, что законодательно он до сих пор не закреплен. Да, в стране действует Закон "Об охране окружающей среды", который предусматривает плату за негативное воздействие на окружающую среду. В нем сказано, что порядок исчисления и взимания платы устанавливается законодательством РФ. Но такого специального закона в России пока нет. Его "временно заменяет" Порядок определения платы, утвержденный постановлением правительства.
По мнению участников заседания в ТПП, этот законопроект ни в коем случае не должен попасть даже на первое чтение. Ведь между первым и вторым чтением могут быть внесены лишь поправки непринципиального характера, а в данном случае, считает бизнес, документ неприемлем в принципе. Что же не устраивает предпринимателей?
Ростехнадзор, по их мнению, воспринимает плату исключительно как средство пополнения бюджета. При доработке законопроекта плата за негативное воздействие на окружающую среду фактически трансформировалась в экологический налог. В то же время о снижении негативного воздействия на природу в проекте закона почти ничего нет. То есть никто не собирается поощрять бизнес за то, что он тратит деньги на защиту окружающей среды. Даже обустройство мест хранения отходов не удостоилось упоминания. Это в нашей-то стране, где проблема отсутствия цивилизованных полигонов - одна из острейших.
Формально в законопроекте есть упоминание о возможном зачете стоимости фактически выполненных мероприятий. Но подано это в таком расплывчатом виде, что заранее ясно: в обозримом будущем никому ничего перезачесть не удастся. Ведь закон содержит более 20 отсылок к несуществующим еще порядкам, правилам, перечням, которые, возможно, будут кем-то когда-то разработаны и утверждены, а возможно, и нет.
Зато у любого скромного владельца цветочной палатки появляются реальные шансы оказаться на скамье подсудимых. Ведь проект закона предлагает ни много ни мало ввести уголовную ответственность за просрочку внесения платы, точнее, "уплаты платы", как выражаются авторы документа, решительно попирая нормы русского языка. Мало того, предприятия в случае принятия закона подвергнутся настоящему нашествию проверяющих и контролирующих чиновников. Сегодня от избыточных проверок надзора предприниматель худо-бедно прикрыт Законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Но архиважные вопросы контроля "уплаты платы" предлагается вывести из-под юрисдикции этого закона. И тогда проверять предприятия можно будет так часто, как захочется, при этом привлекая аналитические лаборатории, экспертов, переводчиков и прочих сторонних лиц. А в случае несвоевременной "уплаты платы" добытую кровью и потом разрешительную документацию у предприятия предполагается отзывать, то есть, по сути, останавливать его работу.